Универсальная техника для работы со страхами, виной и низкой самооценкой

Низкая самооценка

Универсальная техника для работы со страхами, виной и низкой самооценкой

Низкая самооценка, к сожалению, сегодня встречается часто. Вследствие того, что человек не в состоянии адекватно произвести оценивание собственных качеств, имеющегося потенциала и себя, он неспособен и не старается чего-то добиться в жизни. Именно в этом и кроется основная опасность низкой самооценки. Она может обладать стабильностью или быть плавающей.

Стабильная низкая самооценка не зависит от обстоятельств, а плавающая имеет зависимость от ситуации или настроения субъекта. Люди с низкой самооценкой часто не  могут понять, почему социум относится с пренебрежением к ним, окружающие совсем не доброжелательны в общении, где искать причины такому отношению.

Причины низкой самооценки

Психологическая проблема низкой самооценки зачастую встречается в современном обществе. Она порой способна серьезно отравить человеку жизнь, а если к ней подключаются еще несколько негативных проявлений личности, то человек просто разочаруется в жизни и людях полностью.

Низкая самооценка и ее причины идут родом из детства или вследствие ряда определенных событий, из-за которых человек утратил веру в себя. Важным фактором, который обуславливает возникновение ощущения чувства вины в детском возрасте, является заниженная самооценка родителей.

Это больше относится к женщине. Ведь с момента рождения, малыш практически безраздельно владеет ее вниманием.

Так как многие взрослые воздействуют на детей, руководствуясь ложными убеждениями, ценностями, воззрениями и принципами, то все это обязательно передается малышам посредством поведения и реакций.

В тех случаях, когда родители видят себя неполноценными или зависимыми от других, то дети ощущают себя недостойными, вследствие чего оказываются неспособными преодолевать трудности и справляться с проблемами. По сути, ошибочные взгляды родителей делаются «фактами» опыта детей.

Низкая самооценка, лень, страх, являются тремя так называемыми китами, на которых базируется неуспешность и неудовлетворенность жизнью. Когда рождается малыш, размер его мозга приблизительно составляет 12% мозга взрослой личности.

К полутора годам – 50%, а в пять лет размер детского мозга всего на 20% меньше мозга взрослой личности. Данный орган является наиболее быстро растущим. В течение периода роста мозг ребенка приобретает основные впечатления, помогающие сформировать модель дальнейшего поведения.

Следовательно, если в этот период один или оба родителя имеют низкую самооценку, то она легко перенимается впечатлительным сознанием малыша.

Все начинается с первой ошибки, когда родители начинаю называть малыша плохим. Ребенок не может понять, что данная характеристика относится к его поведению, а не описывает его личностные качества.

Низкая самооценка далее продолжает развиваться вследствие сравнения своего ребенка с другими. Родители часто сопоставляют малыша со старшими детьми или, что еще хуже, с кем-нибудь не из семьи.

В результате чего у ребенка чувство своей неполноценности и низкая самооценка, находящаяся еще в зародышевом состоянии, начинает расти и крепнуть.

Вследствие этого малыш сравнивает себя с детьми аналогичного возраста, которые всем нравятся, ими восхищаются, и принимается страдать от собственных воображаемых дефектов. Малыш начинает верить, что другие одарены большим умом, уверенностью, силой и пользуются большей популярностью.

Следствием этого является разрушительное чувство собственной неполноценности. Родители должны смягчать критику и не ущемлять ребенка как личность. Критика должна быть направлена на неправильные поступки и ошибочные действия малыша, а не на него лично.

Низкая самооценка и причины ее вытекают из еще одной ошибки родителей – отсутствия понимания и признания индивидуальности своего ребенка. Многие родители уделяют очень мало внимания его чувствам, желаниям и взглядам.

Часто от мамы и папы можно слышать такие фразы, как: «что ты можешь понимать» или «я лучше знаю что делать» и т.д. Родители воспринимают несогласие детей в качестве личного оскорбления либо в качестве проявления неуважения к себе.

Подобное родительское поведение определяется их низкой самооценкой и выражается в потребности быть всегда правым.

Многие взрослые пытаются жить опосредованно через своих чад. Они считают, что дети должны получить все, к чему ранее стремились сами. Поэтому они подталкивают детей к целям, не считаясь с их потенциалом. Они мечтают воплотить свои нереализованные надежды и желания посредством детей.

Проблемы низкой самооценки нередко напрямую зависят от внешности индивида.

Множество детей сталкивается с трудностями физического, интеллектуального и эмоционального характера вследствие собственной особенной, ненормальной или необычной внешности, которая не соответствует мифическим канонам привлекательности.

Они убеждают себя в том, что слишком толстые, высокие, медлительные и т.п. Такие убеждения приводят к развитию глубокого чувства неполноценности, трудно преодолеваемому в дальнейшем.

Многие родители очень высоко оценивают материальное благосостояние. Ребенок перенимает такое отношение к жизни при этом, отождествляя себя с этими ценностями. Впоследствии, нередко, он заключает брак ради денег. Постепенно материализм рушит в ребенке восприятие личного достоинства, втягивая его в бесконечную погоню за богатством и компенсируя этим чувство неполноценности.

Чересчур властные, чрезмерно заботливые или всегда потакающие родители превращают детей в эмоциональных инвалидов.

Лишенные побуждений принимать жизненные обстоятельства с уверенностью, достоинством и твердостью, они медлят и движутся по течению, выбирая путь наименьшего сопротивления.

Полное отсутствие уверенности в личных силах или ее недостаток порождает чувство неполноценности, что ведет к формированию низкой самооценки.

Существует множество факторов, вызывающих проблемы низкой самооценки, но следующие три считаются наиболее важными. Первым фактором является ряд пораженческих воззрений, убеждений, принципов и ценностей, позаимствованных у родителей.

Вторым фактором является характерный для личности набор собственных промахов, неудач и ошибок, приобретенный еще в школьные годы вследствие ложных, неверных представлений и понятий педагогов.

Третий фактор – негативное, чрезмерно религиозное воспитание с акцентом на ощущении чувства вины и неполноценности.

Признаки низкой самооценки

Каждый индивид уникален, однако люди с низкой самооценкой обладают несколькими общими признаками. Индивиды с неадекватным оцениванием себя реагируют на аналогичные раздражители схожим образом.

Люди с низкой самооценкой имеют следующие признаки: нерешительность, притворство, увиливание от похвалы, повышенная бдительность, сложность находиться в настоящем, легко сдается и идет на уступки, униженно просит, не определяет высоких целей, непрерывно сравнивает себя, запрещает себе искренне радоваться.

Нерешительность выражается в невозможности сделать выбор. Необходимость выбора вгоняет в ступор субъекта с низкой самооценкой вследствие того, что он боится последствий в случае неправильности принятого решения. Притворство проявляется в страхе явить себя окружающим таким, каким есть на самом деле.

Увиливание от похвалы заключается в пылком объяснении во всех подробностях, почему они не заслуживают похвалы. Часто уклонение от одобрения ведет за собой подозрение в неискренности произносящего похвалу. Люди начинают думать, что их не за что хвалить, следовательно, значит над ними просто издеваются.

Повышенная бдительность выражается в замечании всего, что делают (жесты, мимику и др.) и говорят окружающие. Таким образом, люди с заниженной самооценкой собирают доказательства того, что их не любят.

Сложность находиться в настоящем заключается в устойчивых сожалениях о пережитом прошлом и страхах за новое будущее, что не позволяет индивиду комфортно пребывать в настоящем моменте.

Человек с низкой самооценкой обладает уверенностью, что постоянно неправ и обязательно проиграет, поэтому он легко сдается и идет на уступки при этом, никогда не защищая себя.

Убежденность личности, склонной к занижению самооценке, в неполноценности, в том, что его судьба находится в руках окружающих, которые относятся к ней так же, как и он к себе, вынуждает индивида не просить, а умолять других о какой-нибудь помощи.

Постановка перед собой только незначительных целей позволяет обезопасить себя в будущем от острого переживания неудачи, разочарования, т.к. человек убежден на все сто процентов, что неудача обязательно случится.

Личность с низкой самооценкой неизменно сравнивает себя с другими и всегда не в свою пользу. Индивид, склонный неадекватно оценивать собственную личность, запрещает радоваться себе, так как уверен, что недостоин никакого счастья. Также признаки низкой самооценки могут проявляться в межличностных отношениях субъектов и в любом коммуникационном взаимодействии со средой.

Низкая самооценка – что делать

Проблемы низкой самооценки являются серьёзной преградой на пути развития, личностного роста и успешности.

Она опасна, кроме того тем, что индивид останется нереализованным, еще тем, что ей сопутствуют душевные страдания, переживания чувства страха и вины, ощущения неполноценности.

Индивид с низкой самооценкой постепенно отдаляется от мира, что ведет к ощущению себя отвергнутым и никому не нужным.

Неуверенным в себе личностям характерна телесная и эмоциональная зажатость, стеснительность. Люди неосознанно воспринимают других личностей соответственно их самооценке. Поэтому, если человек сам оценивает себя невысоко, то не следует ждать более высокого «балла» от окружающих.

Ряд неудач нередко ведет к появлению ситуативной низкой самооценки. Если самооценка понизилась не вследствие влияний определенных обстоятельств, а является стабильным отношением к себе личности, то повысить ее будет не просто, но возможно. Хорошо помогают личностные тренинги и позитивная психотерапия.

Что делать с низкой самооценкой? Ситуативная низкая самооценка повышается довольно легко – достаточно всего лишь отвлечь индивида от переживаемых негативных обстоятельств, вовлечь в новое начинание или иную ситуацию, в которой успешность вполне реальна. Также при данном виде пониженной самооценки не лишней будет поддержка близких и родных.

Как бороться с низкой самооценкой, спросите вы. Главное — ваше желание и настойчивость. Попробуйте сделать то, о чём вы давно мечтали, но сделать это вам мешала нелюбовь к себе.

Например, отправляйтесь в путешествие, купите то, о чем давно грезили, побалуйте себя любимой пищей, смените имидж, посетите театр или кино, встретьтесь с друзьями.

В общем, нужно сделать то, что вы откладывали сделать, вследствие своей нелюбви к себе и потому, что было жалко потратить время и деньги на себя.

Постарайтесь пересмотреть своё отношение к неуспехам и неудачам. Нужно научиться относиться к ним как к приобретенному опыту, потенциальным возможностям узнать что-нибудь новое, лучше познать окружающих и свои возможности. Это обязательно принесёт положительные плоды и повысит собственную личностную самооценку.

Низкая самооценка – как бороться

Личность может все, однако часто у нее на пути достижения поставленных целей стоят лень, страх и низкая самооценка.

Низкая самооценка еще опасна тем, что нарушает качество жизни личности. Она может проявляться в самых различных сферах жизнедеятельности индивида.

Кроме этого, пониженная самооценка личности также может неприятно воздействовать и на ее ближайшее окружение – друзей, коллег, родных и т.д.

Поэтому, с этой проблемой следует бороться, однако делать это нужно таким образом, чтобы это не превращалось в войну с собственной личностью. Напротив, индивид должен постараться научиться себя любить и принимать.

Как бороться с низкой самооценкой? Для начала, прекратите постоянно сравнивать себя с окружением. Кто-то является талантливым художником, а вам дано виртуозно готовить, что абсолютно не под силу другому субъекту. Подумайте о том, что кто-то может просто мечтать об умениях, которые вы выполняете мастерски, однако считаете их ненужными.

Нужно начать делать то, что реально интересно и не подавляет. Хобби способно многое рассказать о личности, может помочь найти сподвижников и поддержать беседу. Постарайтесь понять, что вы человек, следовательно, можете совершать ошибки, которые совершает абсолютно все население Земли.

Ведь ошибка – это не личная вина, а опыт и возможность научиться чему-то новому.

Старайтесь объективно оценить собственные достоинства и несовершенства. Возьмите ответственность за собственную жизнь, промахи и успехи на себя. Если что-то пошло не так, то это всегда можно поменять. Акцентируйте свое внимание на личных успехах, достижениях, а не на провалах. Забудьте об обидах, не стоит заострять на них внимание.

При любом взаимодействии с окружением не нужно зажиматься и думать о том, какое вы произведете впечатление. Лучше сконцентрируйте внимание на собеседнике и на беседе с ним. В этом случае вы точно произведете благоприятное впечатление. Ведь каждый человек любит, чтобы его внимательно слушали.

Проблемы низкой самооценки сегодня встречаются на каждом шагу, поэтому не впадайте сразу в панику, если заметили за собой неадекватное оценивание собственной личности и своих достоинств. Лучше возьмите волю в кулак и займитесь повышением веры в себя и свой потенциал.

Источник: http://psihomed.com/nizkaya-samootsenka/

Методы работы с самооценкой

Универсальная техника для работы со страхами, виной и низкой самооценкой

В одной из предыдущих статей я рассказывал о стабильной и нестабильной самооценке, о том, как она формируется в детстве и на что влияет в жизни, а также о списках «если», которые приходится выполнять многим людям.

Здесь же я хотел бы подробнее остановиться на основных способах регуляции отношения к себе, их достоинствах и недостатках.

Способ номер один. Позитивные настройки

О подобных методах вам расскажут на любом тренинге, они входят во все программы личностного роста. Это позитивные настройки:  техники НЛП, аффирмации, самоубеждения, установки. С их помощью мы убеждаем себя: «все будет хорошо, я всего достойна».

И они на самом деле действуют, причем довольно быстро. И дают ощущение уверенности. Но это временный инструмент. Он не меняет сам механизм перепадов самооценки и устойчивого успеха не дает.

Допустим, вам предстоит какое-то публичное выступление и нужно себя настроить. Тогда эти методы более чем оправданы, потому что эффект нужен быстрый. А для постоянного результата придется постоянно заниматься самовнушением.

Как только вы останавливаетесь, через какое-то время уверенность в себе уменьшается, и вы снова «вылетаете» в зону минуса.

И даже если бесконечно убеждать себя в собственных достоинствах, состояние уверенности в себе будет часто теряться.

Способ номер два. Стабилизация самооценки при помощи выполнения пунктов списка

Вариант второй. Можно делать то, что ожидают от вас. То есть просто выполнять пункты из списка «если».

Допустим «я плюс», когда у меня есть деньги, социальный успех, я лучшая, нравлюсь другим, радую их, когда я полезная. Пока вы соответствуете этим пунктам, отношение к себе более или менее выравнивается.

Но, допустим, в определенной ситуации вы кому-то не понравились, оказались не лучшей, не сильной и так далее. Отношение к себе ухудшится. И это произойдет рано или поздно. Ведь понятно, что невозможно быть всегда лучшим и постоянно нравиться всем вокруг.

Приведу пример. Допустим, есть мужчина, который ощущает себя в плюсе, когда он «самый успешный, сильный и богатый». И вот он добился большого успеха в бизнесе, сам купил квартиру, дачу, джип, обеспечивает жену и детей, и в своем кругу действительно является самым успешным, то есть выполняет пункты программы. Поэтому он уверен в себе.

Но вот он случайно сталкивается со своим бывшим одноклассником. Тот подъезжает к нему, скажем, на Бентли, и говорит: «О, Серега, привет! Как твои дела? Сколько лет, сколько зим! А я вот прилетел ненадолго к родителям, на личном самолете.

Вот моя жена, кстати, “Мисс Вселенная-2016”, летим в Монако, купили себе пентхаус!» И наш герой тут же ощущает себя полным ничтожеством – несмотря на то, что объективно многого добился.

https://www.youtube.com/watch?v=dEB4QAGsHBo

Это утрированный пример, но нечто подобное происходит сплошь и рядом. Сравнивать себя с другими можно до бесконечности, и всегда найдется кто-то успешнее, красивее, удачливее или богаче.

Кроме того, бывают условия, которые в принципе невозможно реализовать, например, «я плюс», если всегда нравлюсь другим людям. Получается такая формула неудачника, когда вы стараетесь угодить всем, что в принципе недостижимо. Когда такое условие присутствует, это очень тяжело. Тогда будет крайне болезненно, если кто-то будет демонстрировать, что вы ему не угодили.

Данный вариант реализовывает большинство людей, часто даже не осознавая ни сам список, ни его подоплеку. И беда заключается в том, что его пункты часто гипертрофированы, и проблемы с ним будут всегда. То есть вам оставили ответственное задание, а как выполнять – не научили. Словно составили перечень, что купить, а денег не дали.

В итоге люди не понимают, почему им плохо, как функционирует механизм, и всю жизнь пытаются реализовать заложенные родителями программы. Пока получается – самооценка в плюсе, нет – тут же уходит в минус.

Способ номер три. Осознанность и работа над собой

Третий путь не очень простой, но на самом деле единственно верный, если вы хотите жить собственную жизнь.

Этот путь – снижать значимость списков «если» (в идеале, избавиться от них совсем) и таким образом делать самовосприятие ровным.

Главный недостаток этого способа – необходимость прилагать серьезные усилия и проходить путь, который не всегда может оказаться комфортным, особенно в начале. На этом пути придется преодолевать сопротивление привычек, порой сталкиваться с непониманием близких.

Но результат того стоит, поверьте мне. Потому что вы не просто будете лучше жить, а перевернется ваше представление о себе, появится больше независимости, спокойствия и уверенности. А ваши друзья и родственники в конечном итоге будут только рады вашим изменениям.

В таком случае вы обретаете свободу выбора. И начинаете делать то, что нужно вам, ведь ваше отношение к себе больше не зависит от выполнения условий, придуманных кем-то другим. У вас появится четкое понимание, чего вы хотите достичь, как найти свое место в жизни, чужая программа перестанет заслонять истинные желания.

Вы сможете отступить при необходимости, не чувствуя себя слабым; отстоять свои права, не ощущая вины; выразить эмоции, не теряя контроля над собой, не боясь осуждения.

У многих людей, постоянно озабоченных соответствием списку, есть сложности с мотивацией – ведь они делают не то, что им на самом деле хочется, а выполняют чужие предписания. Эти сложности тоже уйдут, как только вы начнете жить свою жизнь.

У вас улучшатся отношения с другими людьми: с друзьями, с коллегами, в семье. Если у вас есть чувство хождения по кругу, оно уйдет из вашей жизни, потому что по кругу мы ходим, когда реализуем списки «если» – они ведь всегда состоят из одних и тех же пунктов.

По сути, вы выйдете на новый уровень развития, получите неограниченные возможности личностного роста.

Я искренне рекомендую каждому из вас идти по третьему пути, так как совершенно уверен, что это наилучший вариант для любого человека. Но я понимаю – на это нужно решиться. И конечно, выбирая момент, чтобы начать эту работу, нужно руководствоваться собственными ощущениями.

Вадим Куркин

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/metody-raboty-s-samootsenkoy/

Страхи – наши верные защитники

Универсальная техника для работы со страхами, виной и низкой самооценкой

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо.

А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:”Пошел вон, ты нам не нужен”.

Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи – это очень верные защитники.  

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге.

Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения.

Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, — это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии.

Начало Корейской войны 1950—1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959—1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности». 

Так вот, наши страхи – это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит “отдавать его под суд”, а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится? 

Подружимся со своими страхами

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх – это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным.

Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе.

Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: “Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!” Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью.

Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им.

Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз. 

Убираем причины возникновения страхов. 

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни.

Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны.

Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений.

Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять. 

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна  Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни  хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо! 
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую! 
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от  окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

И так далее в том же духе. Очень хорошо отпустить ситуацию и расслабиться помогает установка:” обо всем позаботится!”. Отпустите хватку контроля и позвольте миру самому позаботится о Вас.  

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков, потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого.

Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию.

Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника “диггинг” или “раскопка” помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

– Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

– Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:”Тааккк!”, оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал “тиранить”: “Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, – ты у меня получишь!!!” В процессе такой тирады он сам себя “накручивал”, “заводил”, начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.) 
  • Люди ( начальство ) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

– То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

– Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность – небольшая пауза – Ммм… Просто понимают ли это родители моих учеников? 

Тут сразу “вылазят” на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

– Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

– Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам. 

– Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

.

-Ммм… Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно “поверхностная” раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое.

Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему. 

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. В теме письма указать “консультация” и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

 Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции “Найти и принять себя 2.0”

Медитация “Башня”

Если статья понравилась и была полезна – делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии. 

 При использовании материала индексируемая  ссылка на сайт обязательна.

Источник: http://xfresh.info/index.php/samorazvitie/49

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.