Мозговой штурм. Учимся планировать на месяц, неделю и день

Как научиться планировать свою жизнь: ни минуты прожитой напрасно

Мозговой штурм. Учимся планировать на месяц, неделю и день

Как не крути, жизнь – это такая штука, всех нюансов которой просто учесть нереально. Но все же можно попытаться составлять какие-то планы и постепенно их реализовывать. Это вполне полезно для развития человека, как личности. Составление планов на будущее и установка перед собой четких целей – это то, что помогает достичь успеха. Планирование на неделю или месяц – прекрасная практика.

Если человек знает, что ему хочется или необходимо сделать, то он делает четкие шаги к своей цели, а вот неопределенность ничего хорошего не предвещает. Именно поэтому стоит научиться планировать свою жизнь, понимая, что разные нюансы все же могут случаться и это вполне нормально.

Зачем нужно уметь планировать свою жизнь?

Правильное планирование на каждый день – это залог будущего успеха.

Если человек не будет планировать своей жизнь, рассчитывать только на какие-то счастливые случаи или что-то подобное, то просто потеряет свое время зря и ничего конкретного не сможет достичь.

Жизнь без смысла и четких целей – это все равно, что существование неодушевленного предмета, поэтому нужно ставить перед собой конкретные задачи и делать все для того, чтобы с ними справиться.

Умение планировать собственную жизнь может пригодиться человеку, который хочет достигнуть следующих целей:

  • создать крепкую и счастливую семью;
  • значительно вырасти на карьерной лестнице;
  • не потерять зря ни одну минуту;
  • как можно больше узнать и увидеть;
  • научиться быть ответственным и целеустремленным.

Если человек не строит планов на свою жизнь – это ненормально. Отсутствие интереса к чему-либо и конкретных целей говорит о том, что человек прекратил свое развитие, как личность и существует просто так. Пустая трата времени – это совсем не то, чем должен заниматься человек в современном мире, его задача достигать определенных целей, решать конкретные задачи и двигаться вперед.

Польза составления плана

Планирование жизни – это не какой-то, запрограммированный на успех, ритуал, а вполне полезное действие. Процесс составления плана на день, месяц или неделю имеет свою пользу, она является следующей:

  • можно разложить все дела по полочкам и расставить их в правильном порядке;
  • четкая планировка позволяет выполнить вовремя поставленные задачи;
  • благодаря наличию конкретного плана, можно не просто успеть сделать запланированное, но и хорошо отдохнуть;
  • развивая в себе такие организаторские способности, человек учится быть более ответственным и тактичным;
  • подобная практика приносит просто огромную пользу тем, кто ничего не успевает.

Умеете ли Вы планировать время?

ДаНет

Имея перед собой четкий план, человек не будет по пару часов теряться в догадках, что ему делать и за что взяться. Такая неопределенность только крадет у личности время и не позволяет выполнить поставленных задач. Кроме того, человеку, которые четко не знает чего хочет, что и когда с этим делать, успех не светит.

Совет! Чтобы понять пользу составления плана, нужно один день прожить за привычным графиком, а другой за составленным планом. Потом стоит сравнить результаты, что и поможет понять, почему лучше жить по плану.

Чтобы планировать время правильно, личность может пользоваться разными методиками, которые советуют специалисты. Это позволит быстрее достичь поставленной цели, ведь переломать себя за один день фактически нереально. Отличным методом для того, чтобы начать планировать собственную жизнь правильно, является мозговой штурм. Этот метод позволяет достичь следующих целей:

  • повышение результативности действий, которые выполняет человек;
  • улучшение психоэмоционального состояния личности;
  • зарождение новых идей для постройки планов на будущее;
  • возможность научиться фокусироваться на конкретных предметах или целях, не отвлекаясь по пустякам.

Мозговой штурм активно используется не только в системе образования, но и является полезной практикой для людей, которые еще не определились со своими жизненными целями и не научились строить конкретных планов.

Уровни планирования

Чтобы понять, как научиться планировать свой день или целую жизнь, нужно рассмотреть этот процесс на разных уровнях. Можно составлять планы на день, неделю или месяц, записывая все в тетрадку или создав для этого электронную таблицу.

На месяц

Планировать свою жизнь на месяц вперед умеют далеко не все. Чтобы это сделать, нужно поставить перед собой конкретные цели и рассчитать шаги, которые потребуются для их достижения. К примеру, если человек планирует заработать за месяц 30 тысяч рублей, ему нужно планировать этот период следующим образом:

  • подумать, какой вид деятельности принесет такой доход;
  • рассчитать, сколько в часах требуется времени, чтобы выполнить задачу;
  • разделить время на каждый день, оставив небольшой его запас для выходных и разных нюансов;
  • посмотреть, какие дела нужно сделать кроме работы и как сочетать трудовую деятельность с домашними обязанностями;
  • все тщательно расписать по дням и часам;
  • начать выполнять поставленные задачи шаг за шагом.

Да, еще раз стоит повториться на счет того, что от нюансов никто не застрахован, но по плану намного проще жить, чем не представляя, с чего должен начинаться следующий день.

На неделю

Составить план на неделю значительно легче, чем на месяц. Да и определиться с тем, что делать следующие 7 дней можно довольно быстро.

Составлять план нужно по такому же принципу, как и на месяц, только список дел и задач значительно легче.

Совет! Составляя план, не стоит слишком увлекаться тратой абсолютно всего времени на работу или какие-то другие дела. Всегда нужно оставлять достаточно времени для отдыха, чтобы восстановиться и набраться новых сил.

Распланировать полностью один день – это проще простого. Именно с этой задачи и необходимо начинать, постепенно составляя планы на более длительный период. Жить за графиком довольно легко и удобно, главное, к нему привыкнуть.

Небольшой вывод

Научиться планировать свою жизнь правильно необходимо каждому человеку. Это значительно облегчает процесс выполнения даже самых сложных задач, позволяет все успевать и радоваться каждому дню.

Жить по плану – это не означает заключать себя в тесные рамки, а наоборот открывать для себя новые двери, учиться относиться ко всему ответственно.

Стоит просто попробовать все распланировать и можно убедиться, что это действительно хорошая практика.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://afmen.online/kak-nauchitsya-planirovat-zhizn.html

Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры

Мозговой штурм. Учимся планировать на месяц, неделю и день

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Для начала нужно определиться с темой и целью урока, конкретизировать учебную задачу. Затем планируется общий план занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно подобрать ряд вопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшего» предложения.

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Рекомендации

  • Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы.
  • Специалисты отмечают, что при работе с детьми, особенно младшими школьниками, они могут дружно повторять одну и ту же мысль, перефразируя ее по-своему. Нужно направить их в нужное русло, попросить предложить что-то свое.
  • В случае если учащиеся не проявляют активности, можно обратиться к кому-то из них лично. Желательно для этой цели выбрать наиболее активного ребенка.
  • Причинами неудачи применения метода мозгового штурма на уроке может быть либо то, что тема детям не интересна, либо то, что они боятся проявлять активность.

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

К недостаткам метода можно отнести невозможность применения для сложных дискуссионных вопросов. Процессом достаточно трудно управлять и практически неосуществимо направить его к нужному решению. К тому же он не имеет критериев оценки высказываний и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предложения.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках определенного предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое загадки?», «Определение прогноза погода при помощи самодельных устройств», «Здоровье человека».

Так же можно использовать метод для решения отдельных задач. Например, гусиные лапки. Некогда Россия переправляла гусей в Европу своим ходом. Основная проблема состояла в том, что лапки птиц очень нежные и их легко было поранить.

Что придумали русские купцы, чтобы избежать этого?

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».

Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

На уроке литературы при изучении темы «Теория стихосложения» учитель предлагает детям проанализировать известные стихи и предположить, по каким принципам они могут строиться. Дети в ходе работы должны прийти к тому, что рифмоваться между собой могут разные строки, что значение имеет ударение в соответствующих слогах.

Выводы

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5763

Интеллект-карты как универсальный способ планирования

Мозговой штурм. Учимся планировать на месяц, неделю и день

Сегодня многие слышали об интеллект-картах (ментальных картах, майндмэпах, англ. mind maps — прим. ред.). Прежде всего они известны как один из самых наглядных способов конспектирования.

Создатель майндмэпов — Тони Бьюзен (англ. Tony Buzan), известный во всем мире консультант по вопросам психологии обучения, проблем мышления и развития интеллекта. Однако способы структурирования информации, похожие на интеллект-карты, советские ученые и педагоги использовали задолго до Бьюзена.

Классический вариант майндмэпа включает центральную тему, несколько разделов и отходящие от них «ветки». Составлять и читать интеллект-карту следует по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.

Интеллект-карты применяют для принятия решений, структурирования задач, планирования времени, проведения презентаций, для выделения и запоминания больших объемов информации, обучения, проведения мозгового штурма и т. д.

Существует много платных и бесплатных компьютерных программ для создания интеллект карт. Наиболее популярные из них — MindManager и XMind. Впрочем, для стимулирования памяти я рекомендую рисовать интеллект-карты от руки.

Вместе с партнером по бизнесу Сергеем, который обучался составлению интеллект-карт лично у Тони Бьюзена, мы провели любопытный эксперимент. Сергей постарался воссоздать по памяти интеллект-карты, которые рисовал 2 года назад. Те, что были сделаны при помощи компьютерной программы, вспоминались с трудом. А вот нарисованные от руки получилось вспомнить почти со 100% точностью.

Правила майндмэпинга: как составить интеллект карту

Если вы прежде не рисовали интеллект-карты, сейчас самое время начать! Возьмите чистый лист бумаги (желательно формата А4), ручку и цветные карандаши (их можно заменить фломастерами, маркерами или красками).

Расположите лист в альбомном формате, то есть по горизонтали. В центре напишите крупными печатными буквами тему майндмэпа. Пусть это будет слово «Я». А задача вашей первой интеллект-карты — рассказать о себе и своей жизни. Ведь осваивать новый инструмент конспектирования и планирования проще с темы, которая хорошо известна.

Подумайте, какие разделы (области) можно выделить в вашей жизни. Многие выбирают следующее: «Работа», «Семья», «Учеба», «Увлечения», «Планы». Вы можете остановиться на других разделах. Напишите их вокруг центральной темы майндмэпа, соединив с ней линиями. Получится некое подобие «солнышка».

А теперь наполните каждый раздел ключевыми словами. Например, для «Увлечений» это могут быть: кулинария, театр, социальные сети, бисероплетение, плавание, вечерники с друзьями.

Не нужно писать предложение полностью («Мне очень нравится прыгать с парашютом»), достаточно существительного и связанного с ним глагола или прилагательного («прыжки с парашютом», «парашютный спорт» или просто «парашют»).

Когда основа интеллект-карты будет готова, раскрасьте ее в разные цвета. Нарисуйте пиктограммы или картинки — они улучшают читабельность и помогают лучше запомнить содержание. Для этого вовсе необязательно уметь рисовать, главное, чтобы смысл изображения был понятен вам или тем, для кого вы составляете майндмэп.

Не пропускайте это задание — оно послужит основой для дальнейших интеллект-карт, связанных с планированием.

Посмотрите, что может получиться в итоге:

Это интеллект-карта Екатерины, участницы моего тренинга «Веб-Учеба 2.0». Не переживайте, если ваше творение будет не столь красивым и наглядным — ведь это ваш первый опыт!

Планируем день, неделю, месяц, год

Интеллект-карты можно эффективно использовать для планирования дня, недели, месяца или даже года.

День

Для планирования дня я использую майндмэп только в том случае, когда дел очень много, а времени мало. Тогда я совмещаю изобретение Тони Бьюзена с квадрантом Эйзенхауэра.

В центральной части интеллект-карты записываем день, например, «1 декабря». Затем рисуем разделы:

  1. Срочное и важное.
  2. Не срочное и важное.
  3. Срочное и не важное.
  4. Не срочное и не важное.

Интеллект-карта дел на день с использованием квадрата Эйзенхауэра

Все дела распределяем по разделам. Например, в первый отправляются переговоры с клиентом, сдача статьи, несколько рабочих звонков. Стратегические дела (второй раздел): чтение полезной книги, подготовка отчета, плановый осмотр у стоматолога и т. д.

Срочное и не важное: оплата домашнего Интернета, некоторые письма и звонки. Не срочное и не важное: мелкие домашние и рабочие дела, например, сходить с приятельницей за подарком для ее мужа.

Теперь становится понятно, за что браться, а какие задачи сегодня следует проигнорировать.

  1. Срочное и важное — это «тушение пожаров». Эти дела необходимо завершить в первую очередь.
  2. Не срочное и важное — это стратегические дела, которым нужно уделить максимум внимания. Иначе вскоре они могут перекочевать в первый раздел.
  3. Срочное и не важное — дела следует делегировать, не тратить на них свое время.
  4. Не срочное и не важное — занятия, от которых желательно отказаться. Они забирают время и не приносят пользы.

Неделя

Если у вас скопилось не слишком много дел, используйте интеллект-карту для планирования недели крупными мазками. Это тоже можно сделать это по квадранту Эйзенхауэра. В этом случае после каждого дела напишите срок его выполнения.

Еще один способ планирования недели — создать разделы по дням и наполнить их делами. Но, на мой взгляд, подобный майндмэп менее удобен в работе по сравнению с классическим ежедневником.

Можете проявить креативность и придумать свой способ планирования недели. Внесите в майндмэп известных по тайм-менеджменту «лягушек» и «слонов». Либо запишите разделы по областям свой жизни («Работа», «Семья», «Учеба», «Отдых» и т. п.).

Чтобы не перегружать интеллект-карту информацией, используйте цвета для обозначения разных дней недели. Дела, запланированные на понедельник, выделите зеленым, на вторник — синим, и т. д.

Месяц и квартал

Планируете предстоящий месяц или квартал? Интеллект-карты помогут и в этом!

Уже несколько лет я использую прекрасный инструмент планирования — колесо жизненного баланса. Подробнее о нем вы можете узнать в книге Н. Мрочковского и А. Толкачева «Экстремальный тайм-менеджмент».

Существуют несколько вариантов колеса. Здесь приведу тот, который использую сама. В нем есть 8 разделов (сфер жизни):

  1. Здоровье, спорт.
  2. Карьера (бизнес).
  3. Финансы.
  4. Семья (личная жизнь).
  5. Окружение (друзья).
  6. Обучение, саморазвитие.
  7. Хобби.
  8. Яркость жизни.

Если название первых семи разделов говорят сами за себя, то значение восьмой сферы жизни не столь очевидно. Сюда входят отдых, путешествия, приключения — все, что делает вашу жизнь ярче.

Планируя месяц или квартал, не записывайте в каждый раздел сразу все дела — от этого голова пойдет кругом! Достаточно 2-3 самых крупных или важных задач. Ведь помимо стратегических дел, которые повысят вашу удовлетворенность сферами жизни, придется иметь дело и с многочисленными рутинными задачами.

У вас скопилось множество «хвостов» — запланированных и не выполненных либо не доведенных до конца дел? Смело включайте в майндмэп одноименный раздел и обязательно вычеркивайте завершенное.

Год

Специалисты по тайм-менеджменту убеждены: как вы год запланируете, так он и пройдет. Метод интеллект-карт поможет расставить приоритеты и нарисовать грядущие 12 месяцев полными интересных событий и приятных свершений.

Создавая майндмэп на год, воспользуйтесь старым добрым делением жизни на сферы. Также можно взять за основу месяцы, кварталы или сезоны.

Вот один из удачных примеров интеллект-карты с планом на год (нарисовала моя студентка):

При желании объедините майндмэп на год с «Картой сокровищ»: украсьте свои планы и мечты красивыми фотографиями из Интернета или глянцевых журналов. Чаще смотрите на свою карту и не забывайте про реальные действия для достижения задуманного. Тогда успех вам будет гарантирован!

Подарок от автора

Интеллект-карты — далеко не единственный инструмент личной эффективности. Если вы хотите максимально развить свои способности и полезные навыки (скорочтение, память, внимание, устные и письменные коммуникации), познакомьтесь с электронным журналом «Тренажерный зал для мозга». Он выходит каждую неделю и содержит 5 полезных упражнений.

Получите бесплатно 7 полезных упражнений из «Тренажерного зала для мозга» прямо сейчас!

Также вы можете бесплатно скачать мини-книгу «Освободи время для себя, или Как эффективно работать с морем информации» и 5 упражнений из курса «Как развить внимание себе и ребенку».

Татьяна Бадя
Эксперт по скорочтению и развитию памяти,
автор книги «101 совет по эффективной работе с информацией»
Скорочтение и развитие памяти
Чтение и написание книг
Тренажерный зал для мозга
Путь автора

Источник: http://karierapodushe.com/otdyh-i-samorazvitie/badya-mindmaps

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.