Как пространство и время поможет в развитии креативности?

Зачем Петербургу нужны креативные пространства и какие у них перспективы

Как пространство и время поможет в развитии креативности?

Город

18:32, 16.03.2016

Экономический кризис как повод для развития творческих кластеров

В последние три года в Петербурге растет количество многофункциональных площадок, которые объединяют бизнес и творчество и создают особое культурное сообщество.

Сейчас в городе насчитывается около 40 таких креативных кластеров.

«Карповка» узнала, зачем городу нужны творческие пространства, почему власти должны поощрять их развитие и какие у них есть перспективы в Петербурге.

Объединение творческой мысли

Креативные кластеры представляют собой сочетание деловой, выставочной и культурно-развлекательной деятельности.

Настоящий бум их развития наблюдается в Петербурге последние пять лет, полагает эксперт института урбанистики «Среда» Лилия Воронкова.

Основная их масса находится в центре, примеров преобразования спальных районов пока мало, отметила эксперт. Под креативные индустрии перепрофилируют чаще промышленные предприятия, особняки и заброшенные здания прошлого века.

— В основном креативные пространства развиваются на территории, которая неинтересна для строительства жилья, — отмечает консультант-аналитик отдела исследования рынка недвижимости компании Maris Анна Энглас. — Они уже занимают определенную нишу в коммерческой недвижимости, под них готовятся здания, затачиваются новые проекты. Зачастую это свободные пространства с минимальной отделкой или в стиле лофт.

По мнению гендиректора института «Урбаника» Антона Финогенова, в Петербурге есть много условий для развития креативных индустрий: большое количество студентов, активная культурная среда, наличие недорогих вариантов арендной недвижимости в исторической застройке. Сейчас существует спрос на пространства с доступной ценой, удобным расположением и в относительно приличном состоянии, подчеркнул господин Финогенов.

— Это отличные площадки для молодых предпринимателей, канал поиска рабочего опыта и профессионального роста, — утверждает пиар-специалист пространства «Тайга» Дмитрий Коновалов. — Сегодня многие не хотят работать на кого-то и принадлежать огромным корпорациям.

Креативные кластеры — это не просто рабочая площадь, здесь у людей общие социально-культурные ценности, которые помогают формировать сообщество.

Это полноценные центры независимой культуры, где благодаря отсутствию бюрократии, гибкости условий и взглядов собственников легко провести концерт, выставку или лекцию.

Несмотря на то, что творческие пространства строятся по модели бизнес-центров, они имеют от них некоторые отличия.

«Собственнику обычного бизнес-центра часто неважно, кто будет у него арендовать помещения, главное, чтобы компания была предсказуемой, следовала правилам и платила в срок, — поделился мнением президент «Центра развития творческих индустрий» Дмитрий Мильков.

— В творческих кластерах арендаторы заточены под определенный сегмент рынка, здесь желательно взаимодействие компаний, сотрудничество, взаимопомощь, обмен идеями. Иными словами, так называемая синергия».

По словам Антона Финогенова, если БЦ — это лишь инфраструктура, физическое пространство, то креативное пространство — генератор событий, коммуникаций, своеобразный «котел развития».

Эта творческая составляющая накладывает и определенные трудности в управлении такими проектами.

Требуются не только практические управленческие навыки, прагматизм, но и творческий подход, оригинальность, поясняет Дмитрий Мильков.

Взаимодействие кластеров и города

Кластеры сегодня становятся полноценными культурными центрами, полагает Дмитрий Коновалов из «Тайги», они не только создают особую культуру труда, противоположную офисной, но и становятся центрами важных городских событий, площадкой общения, отдыха и просвещения. Такие пространства становятся живой и подвижной средой, своеобразным центром притяжения.

О разнообразных эффектах от развития творческих пространств говорит и президент «Центра развития творческих индустрий» Дмитрий Мильков, который отмечает, что сегмент творческих индустрий активно развивается в России, но пока не стал значимым фактором экономики. Креативные центры могут служить инструментами такого развития.

Как полагает гендиректор «Урбаники» господин Финогенов, креативные бизнесы способны создавать уникальные услуги и продукты, которые позволят быть устойчивыми к кризису и создавать конкуренцию на международных рынках. «Для Петербурга креативные индустрии — один из основных драйверов развития экспортного потенциала экономики и важный инструмент удержания в городе и стране активных и прогрессивных граждан».

— Эти площадки также расширяют возможность культурного досуга горожан, создают дополнительные арт-пространства, — поясняет Мильков. — В идеале креативные пространства должны служить не только редевелопменту того объекта, в котором расположены, но также развитию всего района.

Последние годы мы видим, как Лиговский проспект и Обводный канал перестают быть криминальным тупиком и становятся местом проведения досуга. Во многом благодаря лофт-проекту «Этажи» и креативному пространству «Ткачи».

Создание креативных пространств — отличный инструмент решения проблем депрессивных территорий, но пока Петербург осознанно и системно его не использует. В отличие от других городов мира.

Подобного мнения придерживается и представитель оргкомитета международного детского конкурса «Комната моей мечты» Марина Лебедева. Она утверждает, что во всех странах, где делали ставку на развитие депрессивных районов с помощью творческих индустрий, государство создавало долгосрочные программы их развития.

«За десять лет креативные индустрии коренным образом изменили облик районов Лондона. Такие проекты могут также быть довольно прибыльными: лондонские власти получили три фунта прибыли за каждый вложенный фунт. Участникам необходимы поддержка и субсидии государства, именно тогда эта отрасль начнет развиваться».

Пока специальные условия для креативного бизнеса в России не создаются, сетует эксперт института «Среда» Лилия Воронкова и приводит в пример Финляндию, где лет двадцать назад начали финансирование креативных пространств, эффективность которых стала заметной в наше время. «Наши власти видят потенциал, но нет четких механизмов, стратегии развития, есть отдельные законы, но не подготовлена законодательная база, в итоге это все не работает».

— Руководители творческих пространств готовы к диалогу с властью, есть колоссальный потенциал для сотрудничества, достаточно посмотреть на мировой опыт, — утверждает президент «Центра развития творческих индустрий» Дмитрий Мильков.

— Однако разговор со стороны правительства периодически возникает, но после этого ничего не происходит, отсутствуют конкретные цели и результаты. Каждый раз, когда ко мне обращаются из правительства с просьбой собрать креативных лидеров, я всегда оказываюсь перед вопросом, что перевесит: желание сотрудничать или скепсис.

Пока желания больше, но боюсь, если ничего не измениться, этот кредит доверия может быть исчерпан.

Как сообщили в комитете по инвестициям Петербурга, в ближайшее время планируется создание программы для поддержания творческого бизнеса. Для этого необходимо будет с другими комитетами продумать различные льготы, скидки на аренду помещений и другие возможности, которые способен предложить город предпринимателям.

О создании целого креативного квартала в Петербурге говорят с 2012 года: была идея реализовать проект в «Крестах», но потом власти переключились на Апраксин двор.

Планируют, что через семь лет здесь появятся жилые площади с рынком, кафе, художественными мастерскими и креативными пространствами, на создание которых потребуется примерно 20 млрд рублей.

До 2025 года комитет по инвестициям собирается завершить работы по созданию креативного пространства на острове «Новая Голландия», этим летом откроется для посещения пока только парковая зона.

Перспективы в кризис

Кризис можно назвать лучшим временем для развития креативных проектов, уверены многие специалисты.

«Появляются дополнительные шансы и возможности у таких пространств, — пояснил президент «Центра развития творческих индустрий» Дмитрий Мильков.

— Я не думаю, что это хорошее время для вложения средств девелоперов в стандартные БЦ. Создание креативных площадок требует меньших инвестиций, может снизить издержки промышленных площадок».

В то время как крупный бизнес уходит с рынка, а арендные площади начинают пустовать, владельцам стоит рискнуть и предоставить площадку под развитие креативной экономики, полагают эксперты. Для начала можно предложить льготные условия, чтобы привлечь молодой бизнес, потом это даст толчок к развитию новой общественной зоны.

— В будущем спрос на кластеры и со стороны посетителей, и потенциальных арендаторов, и владельцев зданий должен только расти, — поделился мнением Дмитрий Коновалов. — За несколько лет компании недвижимости поняли, что отдать тысячи квадратных метров шустрому молодняку или опытному человеку с пониманием запроса креативной индустрии может быть не только прибыльно, но и интересно им самим.

По мнению Лилии Воронковой из института «Среда», в Петербурге огромный массив промышленных пространств, исторических заброшенных зданий и новых районов, которые можно приспособить под креативные кластеры. Она добавляет, что «для интересного развития необходима правильная политика правительства».

— Петербург может и должен стать местом концентрации креативных кластеров, именно здесь культурные традиции соединяются с современным творчеством, — считает Марина Лебедева.

— У нас есть все: творческая вдохновляющая среда, образовательные учреждения, творческие ВУЗы и сформировавшийся спрос.

По ее мнению, осталось лишь добиться понимания петербургской власти, что город, делающий ставку на развитие туризма, науки и промышленности, должен сделать ставку и на творческие индустрии.

Карина Ивченко

Виктор Сухоруков /«Карповка»

апраксин двор, бизнес, комитет-по-инвестициям, урбанистика

Loading…

Источник: https://karpovka.com/2016/03/16/278131/

Развитие креативности: чему взрослые могут научиться у детей

Как пространство и время поможет в развитии креативности?

Честно говоря, про развитие детской креативности мне прежде писать не приходилось, тем более ею заниматься, поэтому читателей, нацеленных на истории успеха из разряда «Как превратить ребенка в креативного гения», прошу пропустить мою статью и перейти к следующей.

Peter Lindberg

Но я занимаюсь креативностью и развитием креативного мышления у взрослых.

Для чего: каждый решает сам, некоторые используют данные подходы для построения уникальной бизнес-стратегии, другие для поиска так называемого «голубого океана» для своей компании; кто-то — для того, чтобы найти новую идею или смысл для обыденных вещей, а кто-то для того, чтобы лучше понимать своих детей. Цели, как собственно и результат, определяет каждый сам для себя, но факт остается фактом — быть креативным это здорово!

Попробую рассмотреть некоторые принципы креативности, учитывая тематику номера, т. е.

«детский вопрос», а вы, уважаемый читатель, самостоятельно примите решение — использовать вам данные подходы для развития себя, своих детей или своей компании.

И помните, что многие относятся к компании, как к своему ребенку — поэтому выделим ключевой принцип креативности — это универсальность, универсальность с практической точки зрения.

Первое: забудьте отрицание и критику

Слово «нет» и любая критика убивает креативность, в том числе и у детишек

Критиковать очень легко, а вот воодушевить, определить направление развития гораздо труднее. При этом критика не продуктивна по своей сущности, а вот живая дискуссия, обсуждение с различных точек зрения любой темы способствует разработке конструктивного плана к действию. Следует помнить, что мало разработать план, его необходимо еще и начать реализовывать на практике.

Второе: вопросы

Наше любимое чадо в возрасте 3-4 лет задает в среднем около 200-300 вопросов в день. Вопросы помогают узнавать мир, усваивать новую информацию.

Это факт. Что дальше? Ребенок идет в школу. Этот показатель составляет около 100 вопросов в день для учащегося 1-ого класса, к концу школы мы уже умеем заполнять тесты, но напрочь забыли как формулировать вопросы. При этом формулирование вопросов — ключевой инструмент познания мира.

Слушатели программ MBA с большим трудом задают вопросы на семинарах. Причин этому, конечно же, множество. Но одна из основных — отсутствие креативного мышления. Система сделала свое дело. И взрослые люди смотрят на простые кейсы, как на воплощение волшебства. «Вау! Оказывается это так!»

Простой эксперимент: вспомните любую проблему, которую хотите решить. Вспомнили. А теперь подумайте, как стрекоза (да-да, именно стрекоза) поможет нам решить вашу проблему. Попробуйте написать пять способов.

Смысл этого простого упражнения заключается в том: что наши вопросы дают нам ключи к пониманию проблем. Вспомните высказывание «в вопросе заключена половина ответа»!

Наши дети задают множество вопросов, многие из которых нам кажутся глупыми

(ведь мы большие, важные и с дипломами), но важно не только правильно и быстро отвечать на вопросы, важно своим ответом не поставить точку в размышлениях, а, наоборот, развить дискуссию, порождая новый вопрос, а потом еще один и так далее. Фактически, мы формируем своеобразную сетку из ключевых точек по изучению проблемы. Очень важно при этом обратить внимание на нечто новое. А новое — это, разумеется, множество находок.

Третье: находки

Поощряйте ребенка к находкам

На моих семинарах за две недели, решая кейсы по креативности, слушатели из двух разных групп нашли два утерянных ранее золотых кольца. Просто раньше им не приходило в голову их искать именно в том месте… Совпадение? Да, возможно. С другой стороны, это ли не креативность?

Сколько нового видит, находит ваш ребенок? Поощряйте желание — находить, при этом обращайте внимание на различные факты, к которым, возможно, вы привыкли, но для вашего ребенка они будут новыми и очень интересными.

Помогите разобраться, почему трава зеленая или куда ползет муравей — ведь это, прежде всего, развитие мышления. Вы спросите — «А при чем здесь муравей?» Почитайте две книжки: «Приключения Муравья Ферды» Ондржея Секора и «Муравьи» Бернарда Вербера, и вы увидите, какой потенциал скрывается в этих трудолюбивых и организованных насекомых.

Мы пытаемся изучать сложные вещи, при этом просто не обращаем внимания на множество очевидных для нас факторов. Между тем как они таят в себе колоссальный смысл. Кто-то, как Секора и Вербер, его видит и может использовать, а кто-то нет.

Четвертое: эксперименты и творчество

Только поощрение и новые возможности

Экспериментировать можно до бесконечности, и детство — это тот период, когда для экспериментов не нужно искать инвестиции, а самыми лояльными выступают родители.

Эксперименты и творчество — это простой способ развития креативности, и нет необходимости перекладывать ответственность на магазины, где нет нужной игрушки, или на отсутствие денег.

Ключевое в экспериментах и творчестве, которое позволяет развить креативность в нашем ребенке, — это ваше время, которое вы инвестируете в своего ребенка.

А что касается исходного материала для экспериментов и творчества — его множество, бумага, ножницы, краски, пластилин…

Главное — выделите время! Никто не говорит о часах, хотя бы 5-10-15 минут — этого вполне достаточно, чтобы заслужить благодарность вашего ребенка, зажечь искру интереса, создать новую — свою — игру.

Ключевое слово «свою» — не навязывайте ребенку свои правила, дайте возможность творчеству развернуться!

Donnie Ray Jones

Пятое: оценки

Не ставьте оценки, дайте возможности

У нас достаточно структур и этапов, когда нам нужны оценки и баллы. Не накладывайте свою систему оценок на творчество ребенка, позвольте ему в вопросах креативности создать свою систему оценок.

Безусловно, задача родителей — направлять, объяснять ребенку, что такое хорошо, а что плохо.

Но не надо лишать детей детства, оставьте возможность читать, рисовать, играть так, как хотят они, при этом показывая возможности перехода на следующий, а потом на следующий и так далее уровень профессионализма.

Такой подход позволит вам развивать качества не «из-под палки», а по желанию. Тогда наши дети будут с удовольствием играть на музыкальных инструментах, рисовать, петь, танцевать и после окончания соответствующих школ.

Помните: основная оценка — это возможность достижение нового уровня совершенствования, пусть даже очень малого и личного. Ведь именно способность использовать возможности и соотносить возможности со своими навыками определяет успех или неудачи в после-дующих жизненных шагах.

Напоследок

Готовя эту статью, я испытал большое удовольствие и наслаждение процессом, так как время, которое инвестировалось в написание статьи, позволило совершенно под другим углом взглянуть на развитие креативности, как у взрослых, так и у детей.

Расширяйте горизонты своего познания: это новые интересы, возможности, достижения! Успехов вам и вашим детям!

Источник: http://interesno.co/mag/bc29eee441ef

Что такое креативность? – Круглосуточная психологическая помощь онлайн

Как пространство и время поможет в развитии креативности?

Что такое креативность?

Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора.

«Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стучите по этому камню?»

Сеньор взглянул вверх и крикнул в ответ:

«Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!»

Сеньора звали Микеланджело Буонаротти.

И в переводе на современный язык он был несомненно креативным человеком…

Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) трактуется по-разному. Большинство определений сходится в том, что креативность – это способность человека создавать принципиально новые идеи. Многие определения связывают креативность с гениальностью.

Абрахам Маслоу считал, что креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Можно ли развить творческие способности?

Мозг любого человека насчитывает примерно триллион (1 000 000 000 000) клеток.

У девяноста пяти процентов людей обработкой вербальной информации занимается левое полушарие. Оно умеет действовать логично и анализировать, но оно никоим образом не связано с работой интуиции и воображения.

Интуиция, и воображение — это сферы, на которых специализируется правое полушарие. И развить воображение – значит развить умение использовать безграничные творческие возможности, заложенные в каждом человеке.

В нашем обществе логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие, ценят, а на интуицию и образное мышление, курируемые правым полушарием, не обращают особого внимания.

У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется – с возрастом люди разучились мечтать и фантазировать.

Наше правое полушарие отвечает за способность понимать символы и образы, за ориентацию в пространстве, за музыкальность, за управление левой половиной нашего тела, даже за секс и за многие другие не менее важные и интересные функции.

В то время как левое полушарие регулирует работу правой половины нашего тела (почесали нос правой рукой – команда руке была дана из левого полушария), отвечает за обработку вербальной информации, аналитические способности, последовательное мышление, математические таланты.

Улавливаете разницу?

К сожалению, развитие нашей креативности (нашего правого полушария) осложняется буквально с первых дней жизни: маленьких левшей частенько переучивают на правшей, система образования (да и воспитания в основном) поощряет развитие логики и аналитических способностей.

Скажите честно – часто вы занимаетесь творческой «возней» с вашими детьми? Раскрашиваете стены (хотя бы в ванной и хотя бы смываемыми красками!), рисуете каракули в альбомах, лепите из теста, поете – отчаянно фальшивя, но от души? (Пение, если вы не знали, отлично снимает стресс – и у больших, и у маленьких).

В лучшем случае малышей отводят в «развивающие» центры, где их готовят к школе по программе, адаптирующей детей к школьному распорядку. Ведь у «мечтателя» практически нет шансов получить «5» по математике.

В обществе, где больше ценится логическое мышление, успешным легче стать человеку с доминирующим левым полушарием, и это не хорошо и не плохо. Это – данность. Но при каждодневном акценте на левое полушарие ни в коем случае не стоит забывать о «тренировке» правого, потому что именно оно отвечает за развитие креативности.

С помощью специальных упражнений можно развить скрытые возможности правого полушария, развить творческие способности.

Нельзя не признать практическую пользу креативности, поскольку творческие «инсайты» – это способность человека мгновенно находить решение сложных вопросов, не затрачивая предварительно усилия на анализ ситуации, сбор данных и их обработку. Полезно? Безусловно!

Только представьте себе: Вы мучаетесь поиском решения для ситуации, которая по всем признакам является неразрешимой, выполняете пару упражнений на «разогрев» правого полушария – и пожалуйста! Вот Вам готовое решение. А если разогнаться как следует, развить творческое воображение, то не одно, а несколько десятков на выбор.

Недаром творчество считается прекрасным способом работы с проблемами. Кто же не слышал про арт-терапию! Про волшебство юнгианской песочницы!

Как развить креативность?

Итак, каким же образом можно «тренировать» наше правое полушарие?

Начните с простого: старайтесь по максимуму задействовать Вашу нерабочую руку: правую, если Вы левша, и левую, если Вы правша. Запишитесь на танцы или танцуйте дома: развитие координации и моторики плюс умение распознавать музыкальный ритм и размер будут отличным «тренажером» для развития креативности.

А заодно стоит помнить, что любая физическая нагрузка разгружает нас от информационного стресса.

Выдалась вечером свободная минутка? Поиграйте с Вашими домашними в игру «Загадки». Разгадывали ли Вы в детстве загадки? Помните тот восторг, когда удавалось понять, что же это такое: «Маленький, кругленький, а за хвост не поднять» (клубок)?

Основная задача игры «Загадки»: не только найти единственную «правильную» разгадку, но придумать как можно больше необычных ответов, которые также подходят в качестве разгадки (и не забывайте почаще хвалить Ваших маленьких участников за любые предложенные варианты). Сотни интересных разнообразных загадок (с ответами и без) можно найти в интернете, в книжном магазине или просто придумывать самим (дополнительная возможность попрактиковаться в развитии креативности).

Как это происходит на практике?

Вот, например, догадайтесь, о чем речь: «Сто одежек и все без застежек»?  Классическая разгадка — капуста. Но вариантов ответа может быть множество: луковица, свитера на полке, тряпичная кукла, кокон шелкопряда, матрешка – продолжать можно практически бесконечно.

А вот эта – Ваше домашнее задание: «Без окон, без дверей, полна горница людей». И помните: желательно придумать не меньше 10-15 вариантов ответа.

Рисуйте! Даже если до этого Вы держали в руках только малярную кисть. Сделайте просто кляксу на листе бумаги и придумайте как можно больше вариантов того, чем могла бы быть эта клякса (на что она похожа).

Метод ассоциаций, который лежит в основе игры «Клякса», давно и широко используется в психотерапии: тест Роршаха, свободные ассоциации и т.д.

Приучайте себя постепенно, но постоянно находить необычное в обычном (складывающийся в картину узор листьев, случайное сочетание рекламных надписей, облако в виде Винни-Пуха и т.д.): это не только позволит Вам тренировать Вашу наблюдательность, но и расширит кругозор, позволит ярче и полнее проживать текущий момент.

Используйте те несколько секунд, во время которых вы поднимаетесь в метро на эскалаторе, для развития образного мышления: представляйте с мельчайшими подробностями любой предмет (Вашу кофейную чашку, например) и постарайтесь мысленно «перевернуть» его в «3d – формате». Не получится с первого раза – не беда! Со второго, третьего получится наверняка. Развить творческое воображение можно в любом возрасте.

Начать творить нельзя откладывать!

Основная проблема в развитии творчества, креативности – это преодоление внутренних барьеров, ограничивающих убеждений, «подаренных» нам в детстве: мы многие вещи считаем «невозможными» по определению.

Мы опасаемся, что, раскрасив свою входную дверь подсолнухами, станем объектом насмешек окружающих. И поэтому даже не пытаемся осуществить невозможное, прекрасное, порой жизненно нужное творчество – большое и маленькое, оправдываясь «взрослыми», «объективными» оправданиями.

А потом передаем по наследству эти барьеры нашим детям, заставляя их отказываться от волшебного умения видеть необычное в повседневности, программируя заранее их выбор и побуждая подавлять свои чувства. И именно поэтому во взрослом возрасте самое сложное — это начать творить.

Наверное, один из важнейших аспектов, за которые отвечает наше правое полушарие – это чувство юмора, находчивость. Согласитесь, что умение посмеяться от души над проблемой – залог решения этой проблемы. Недаром в мировой литературе столько героев – гениев находчивости:

«Ходжу с утра до вечера осаждали люди, так что у него совсем не оставалось времени ни для чтения, ни для созерцания, ни для молитвы. Он не знал, что делать, пока ему в голову не пришла великолепная идея. Ходжа повесил на дверь записку: «За два вопроса — сто динаров». Конечно, с того дня времени у него стало гораздо больше. Затем к нему пришёл богач и сказал:

— Ходжа, вот сто динаров, но не кажется ли тебе, что это слишком большая сумма за два вопроса?

На что Насреддин ответил:

— Кажется. А каков твой второй вопрос?»

Креативьте и смейтесь чаще!

Для самостоятельной работы (поисков ответов на вопросы, как развить креативность) вы можете прочитать:

Тони и Бари Бьюзен «Супермышление»

Мэрили Зденек «Развитие правого полушария»

Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления»

Если у Вас возникли вопросы по статье

«Что такое креативность?»

Вы можете задать их нашим психологам online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Что такое креативность?: https://psyhelp24.org/chto-takoe-kreativnost/

Источник: https://PsyHelp24.org/chto-takoe-kreativnost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.