Как мозг убивает новые идеи и что с этим делать

Содержание

Как заставить мозг творить и что делать с новорожденными идеями

Как мозг убивает новые идеи и что с этим делать

У вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.
/Бернард Шоу/

Идеи витают в воздухе…

Согласно статистике, стопроцентно повториться не может ни одна мысль, но направление мышления или детали образов могут быть идентичными у многих людей. Поэтому идеи следует фиксировать. Речь вовсе не об авторских правах и плагиате, скорее о том, как заставить мозг творить и что делать с новорожденными идеями: дарить, продавать или реализовывать?

Творческая работа

Идеи посещают всех, но для одних это явление исключительное, для других – обыденное. В частности, для специалистов рекламной индустрии это обязательное требование и подтверждение профессиональной пригодности.

Хорошая идея – основа работы, цель и главная задача рекламистов.

Креативный (само понятие – уже не просто неологизм, а указание на творческое начало в работе с прогнозируемым результатом) конвейер предполагает потенциальную гениальность всех сотрудников.

Отсутствие вдохновения – несоответствие занимаемой должности. Природа рождения идеи – тайна, и как любая тайна – необъяснима. И хотя многие специалисты утверждают, что посредством рефрейминга (выход за рамки) творчеством можно управлять, гарантий дать не сможет никто. Идея может родиться во сне, в душевой кабинке, в троллейбусе… А может и не родиться…

Ген творчества

Советский исследователь психологии творчества Крушинский (в статье в журнале «Изобретатель и рационализатор», N12 за 1983 год) указывал на связь творческой продуктивности с наличием в наследственном механизме человека гена повышенной возбудимости. По Крушинскому повышенная возбудимость является катализатором и благоприятной средой для развития любых наследственных задатков как положительных, так и отрицательных.

Именно поэтому талантливые люди вместе с повышенным развитием творческих задатков являются носителями отрицательных социальных качеств. Иными словами, гениальность – это отчасти болезнь, отчасти уродство.
Для занятий творчеством нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением.

В периоды творческого подъема лучше не заниматься аналитической работой (обоснованием или критическим анализом выдвинутой идеи), лучше (пока «несет») набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом в спокойной обстановке заняться обстоятельным анализом.

Эвристика

На заре расцвета западной цивилизации господствовало мнение, что новые идеи и мысли людям приносят «гении» или «музы» – сверхъестественные существа, невидимо посещающие избранных, например, муза Эвтерпа посещает поэтов, ученым дарит озарение Урания. Можно вспомнить о ярком примере, о демоне Сократа, которые вел с ним философские беседы… Платон, ученик Сократа, познание истинного устройства мира также связывал с озарениями, к которым можно стремиться, но которыми невозможно управлять.

Аристотель стал первым, кто предложил совершенно иную точку зрения. Он выдвинул на первый план само мышление и его законы, положив тем самым начало всей западной традиции мышления. Рене Декарт, основатель современного научного метода, предложил первый обстоятельный труд на эту тему «Правила для руководства ума».

В середине ХХ века возникла целая методологическая дисциплина, занимающаяся исследованиями творческого мышления, – эвристика.

Эвристические исследования привели к созданию некоторых методов «изобретения», в частности, метод «гирлянд ассоциаций» или «доведения противоречия до крайности» и др.

Эвристика обратила внимание на важнейшую черту истинно творческого мышления: оно всегда основывается на отказе от традиционного описания ситуации.

Инсайт

Главной исследовательской работой основателя гештальт-психологии Макса Вертгеймера является книга «Продуктивное мышление», посвященная анализу творческого мышления. Решение задачи, новая идея приходят в момент «схватывания» ситуации в ее целостности и полноте, этот момент и есть инсайт.

Опыты, проводимые над обезьянами Келлером еще в 1914 году, показали: переживать инсайт способны не только люди, но и шимпанзе: когда обезьяна неожиданно догадывается воспользоваться палкой, чтобы притянуть к себе висящие бананы; ее поведение радикально меняется и превращается из случайного, хаотического в целенаправленное, ясное. Таким образом, решение обезьяны становится не результатом длительного логического размышления, а неожиданным озарением, новым восприятием ситуации.

Креативные секреты

У квалифицированных рекламистов есть наработанные схемы «вызова–создания» идеи. Их вряд ли вам откроют, но основные методы творческого подхода к решению задачи известны каждому копирайтеру.

Наблюдение. Любопытство – неотъемлемая составляющая всех творческих натур. Наблюдая за происходящим, можно случайно выйти на необходимую идею. А можно и методически ее вычислять. В рекламе продукта, например, важно начать с пассивного наблюдения за всеми производственными процессами до момента продажи.

Активное наблюдение. Вы не просто наблюдаете, но и участвуете во всех процессах. Если это молодежное направление – танцуете, прыгаете с парашютом, играете в бильярд до утра т.д.

Интервью. Методичное изучение мнения других людей. Анализ отзывов поможет посмотреть на тему под другим углом.

Ассоциации. Вы набираете большое количество информации и приступаете к поиску ассоциаций по теме. Телевидение, периодические издания, рекламные каталоги – источники могут быть самые разнообразные. Интуиция подскажет, когда вы найдете именно ТО.

Подмена брэнда. Замените товар, тему на ассоциативный ряд, богатый символическими описаниями. Компиляция или брэнд-манифест. Составьте из самых удачных рекламных идей – одну, которая и задаст направление поиска – эмоциональное настроение идеи, которую вы ищите.

Мозговой штурм. Группа людей активно обсуждает идею и предлагает свои варианты. Из общего количества идей одна-две подойдут для разработки.

Сознательный бред. Автор методики Бегбедер убежден, что если собрать большое количество бредовых идей или начать их генерировать, можно найти гениальную идею, которую можно реализовать.

Конструктор. Суть методики создания идей – отсутствие любых методик. Выбирает человек: комбинирует или просто ежедневно просыпается с идеей. Где-то влияют обстоятельства, где-то вы. Профессионально создавать идеи можно подготовительным, ассоциативным и коллективным способами.

Мания славы

Существенно степень творческой активности мотивирует стремление прославиться, навеки войти в память людскую, обрести бессмертие за счет новизны, уникальности, особой общественной значимости и полезности результатов своей деятельности.

Такой мотив способен заставить людей осознанно творить чудеса. Иногда стремление реализовать идею неосознанно приводит к всемирной славе.

Так, друзья и родственники Маркони в течение долгих лет лечили его от бредовой идеи передавать голос через тысячи километров, но радио все-таки вошло в нашу жизнь.

Идея! И что дальше?

Идея, какой бы гениальной она ни была, всегда требует от автора дальнейших действий.

Подарить? Продать? Реализовать лично или в команде? А может просто забыть о ней? Гиннес использовал свою идею для спасения личного бизнеса, а уже потом идея собирать и квалифицировать рекорды стала отдельным проектом, новым бизнесом для большой команды людей. Дисней брал чужие идеи, реализовывал их, при этом материально вознаграждая авторов.

Сегодня можно продать «голую идею», но в нашей стране реальнее предложить идею с условием дальнейшего участия в ее реализации. Если же с количеством и качеством идей у вас все в порядке, вы можете просто помогать сотрудникам. Главное, не забывать, что «подарки – не отдарки». И если вы прошляпили момент регистрации авторства, лучше не поднимать эту тему впоследствии.

Андрей МалыгинСТАТЬИ на эту же ТЕМУРазбудите мозг скорочтением!

пн, 29 Октября, 2018 – 18:30Эйдетика – развитие памяти, внимания, логического и образного мышления2800 грн
пн, 29 Октября, 2018 – 19:00Тренинг развития памяти2800 грн
вт, 30 Октября, 2018 – 17:00Молитва за род500 грн
ср, 31 Октября, 2018 – 18:00Просветление. Интенсив300 грн

Источник: http://www.personal-trening.com/node/1337

10 упражнений, которые встряхнут мозг и заставят его генерировать новые идеи

Как мозг убивает новые идеи и что с этим делать

Гимнастика, о которой мы поговорим ниже, запускает работу обоих полушарий, синхронизирует их. Американский нейропсихолог Роджер Сперри в 1981 году получил Нобелевскую премию за сделанные им открытия относительно функциональной спецификации полушарий нашего мозга.

На основании его работ был получен вывод о том, что если синхронизировать правое полушарие с левым, то можно во много раз увеличить качество обучения чему угодно и запустить активную мозговую деятельность.

По этой причине, когда человек начинает изучать что-то новое или хочет «прокачать» в себе креативность, необходимо максимально улучшить работу мозга.

Упражнение № 1 «Кулак — ладонь»

Одну кисть сожмите в кулак, другую выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук: кулак — ладонь — кулак — ладонь. В начале нужно делать последовательно и не спешить. Когда почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.

Упражнение № 2 «Ухо — нос»

Одну ладонь ставьте на нос, а вторую, перекрестив с первой, поднесите к уху. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

Упражнение № 3 «Класс»

Одну ладонь приложите к бровям, будто отдавая честь, а второй показывайте знак «класс». Поменяйте ладони местами. Когда вы уже будете хорошо справляться с этим заданием, можно его слегка усложнить, добавив хлопок перед сменой рук.

Упражнение № 4 «Победитель»

Одна ладонь показывает знак «Ок», вторая — «V». Чередуйте руки.

Упражнение № 5 «2 пальца»

На одной руке соедините указательный и средний пальцы, а указательный палец второй руки должен накрыть эти два соединенных пальца. Чередуйте руки.

Упражнение № 6

Одну ладонь выставите вперед, а второй покажите «класс». Чередуйте руки. После освоения упражнения между переменой рук вставьте хлопок в ладоши.

Упражнение № 7

Накройте соединенными указательным, средним и безымянным пальцами одной руки мизинец на другой руке. Чередуйте руки.

Упражнение № 8 «Рожки да ножки»

Указательным и средним пальцами одной руки показывайте ножки, большой палец, указательный и мизинец другой руки делают рожки. Меняйте руки.

Упражнение № 9 «Пазлы»

На одной руке выставите указательный и средний пальцы, на другой — мизинец и безымянный. Соедините их как пазлы. Чередуйте пальцы.

Упражнение № 10

На одной руке последовательно соединяйте большой палец со всеми остальными пальцами, начиная с указательного. На другой руке — начиная с мизинца. Ваша задача состоит в том, чтобы делать упражнение одновременно обеими руками.

Как развить в себе креативность?

Делая эти упражнения, вы подготовите свой мозг к активной работе и учебе. Остается еще один важный вопрос. Откуда же берутся идеи, и как человек может научить свой мозг генерировать их, думать творчески?

Очень долго полагалось, что творческое мышление и способности — это нечто, дарованное свыше, а озарения происходят по мановению волшебной палочки. Однако, последние исследования в нейробиологии пришли к выводу, что каждый из нас может стать креативным, просто нужно немного поупражняться и направить работу мозга в нужное русло.

В творческом подходе к жизни и работе нуждаются не только музыканты, художники и поэты. Это работает абсолютно в любой сфере: помогает улаживать конфликты, решать проблемы и более полно наслаждаться жизнью.

Представьте себе такую ситуацию: вы находитесь на последнем этаже небоскреба, смотрите на ночной город. Где-то в окнах горит свет, по улицам ездят машины, подсвечивая себе дорогу фарами, вдоль дорог горят фонари. Так и наш мозг, он похож на ночной город, в котором в любом случае отдельные его улицы, проспекты и дома будут освещены.

Фонари — это нейронная связь. Некоторые нервные цепочки — «улицы» (проводящие пути) светятся всегда. Это есть ничто иное, как хорошо известная нам информация и проверенные способы решения трудностей.

Творчество, в свою очередь, проживает там, где темно, где дорога еще не проложена, а путника ожидают удивительные в своей необычности решения и идеи. Если человек нуждается в новых идеях, если жаждет вдохновения, то ему необходимо приложить усилия для того, чтобы зажечь новый фонарь, то есть создать новую нейронную микроскопическую сеть.

Как рождаются идеи

Представьте себе, что наш мозг — это огромное количество маленьких ящиков, в каждом из которых хранится какой-то случай из нашей жизни. Иногда ящики открываются и закрываются в независящем от нас порядке, тем самым происходит соединение воспоминаний случайным образом.

Чем в более расслабленном состоянии пребывает человек, тем чащи эти ящички открываются и закрываются, соответственно, тем больше воспоминаний перемешивается.

Когда это случается, у человека рождается больше идей, чем в любое другое время. Для каждого из нас это индивидуально: к кому-то гениальные идеи приходят во время пробежки, к кому-то — во время утреннего душа, во время игр с ребенком или вовсе за рулем автомобиля. Это происходит в моменты прояснения разума.

Когда мозг находится в расслабленном состоянии, у человека рождается больше мыслей. Они могут быть самыми обычными, хорошо вам знакомыми и даже казаться неважными, но порой в их ряды просачивается то, что мы и называем креативом и творчеством. Чем больше у человека идей и мыслей, тем выше вероятность того, что одна из них окажется нестандартной.

Как помочь мозгу стать творческим

Другими словами, идеи — это случайное сочетание переживаний, мыслей, понятий, историй и примеров, разложенных в ящичках нашей памяти. На самом деле ничего нового человек не придумывает, все дело в том, как он комбинирует то, что ему уже известно.

Неожиданно разные комбинации различных понятий сталкиваются между собой, и мы вдруг видим в этом идею. К нам приходит озарение. Чем яснее наш ум, тем у нас больше возможностей и шансов совершить такое открытие. Чем меньше в нашей голове ненужного шума, тем спокойнее и уравновешенней мы становимся, позволяя себе наслаждаться любимым делом и позволяя большему количеству озарений прийти.

Как влияет окружение на творчество

Крупные инновационные компании четко понимают важность создания для своих работников творческой атмосферы. Сотрудники таких компаний, как правило, проводят свой рабочий день в просторных, приятных и светлых помещениях. А в спокойной обстановке, когда не нужно никуда мчаться с бешеной скоростью, человек становится более изобретательным.

Приведем пример. Лионель Месси играл в сборной Аргентины. Это тот же человек с тем же мозгом, который выступает за «Барселону». Однако, налицо факт: в «Барселоне» его производительность гораздо выше.

За один матч он проводит 10−15 атак, 2−3 из них заканчиваются голом.

Одновременно с этим во время игр за сборную Аргентины он проводил по 2−3 атаки за игру, следовательно, и его шансы на гол значительно уменьшались.

То, каким образом человек использует свой творческий потенциал и свои навыки очень сильно зависит от команды, атмосферы на тренировках, от обстановки и самочувствия.

Творчество — это не волшебная лампа, которую можно включить, когда заблагорассудится, оно самым тесным образом связано с тем, что нас окружает, поэтому обстановка должна быть максимально стимулирующей.

Тупик и озарение в мозговой креативности

Творческий кризис называют в нейронауке тупиком. Это происходит тогда, когда разум работает исключительно на сознательном уровне, то есть движется строго по освещённому проспекту и не может никуда свернуть.

Это ситуация, когда вы хотите провести какую-то связь, но не можете этого сделать.

То же самое происходит тогда, когда вы пытаетесь придумать имя новорожденному, не знаете, о чем писать в проекте, пытаетесь вспомнить имя старого знакомого и т. д.

Каждый из нас сталкивается с подобными блоками. Поэтому, когда вам необходимо «включить» свои творческие способности, так важно преодолеть и справиться с этими блоками. В свою очередь, чтобы справиться с блоком, необходимо приглушить работу префронтальной коры нашего мозга, которая отвечает за осознанность мыслей.

Если вы оказались в тупике, то сделайте противоположное тому, что подсказывает ваша интуиция, и ни в коем случае не старайтесь усиленно концентрироваться на проблеме в течение длительного периода времени. Займите себя чем-то, абсолютно не связанным с проблемой, чем-то привлекательным и интересным. Это самый лучший способ для вызова вдохновения.

Когда вы не думаете о проблеме, осознанные формы мышления тоже берут передышку, и в дело вступает подсознание. Дальние ящики вдруг начинают «работать и дарить» идеи, которые, в свою очередь, превращаются в новые понятия в головном мозге.

Поиграйте в ассоциации с мозгом

Какую бы область мы бы ни взяли (технологии, искусство, наука или простая повседневная жизнь), творчество всегда предполагает умение разума смешать между собой очень разные темы и понятия.

Когда перед вами стоит какая-то задача попробуйте взглянуть на нее с разных углов. Что бы о ней сказал ваш пятилетний ребенок? А как бы проблему решила первобытная женщина? Какое бы мнение о ней было бы у вашего прадедушки? Какое бы вы решение нашли для нее, если бы были в Африке?

Чтобы зажечь новый фонарь и смешать идеи необходимо использовать разные техники ассоциативного мышления. К примеру, перед вами стоит задача по улучшению работы системы банковских вкладов.

Что такое вклад? Это безопасное сбережение денежных средств на будущее. Какие явления связаны с хранением? Самолеты хранятся в ангарах, белки прячут на зиму пищу, охрана следит за автомобилями гостей ресторана, в портовых контейнерах хранят различные товары и т. д. Попробуйте связать вышеперечисленные явления, чтобы найти новые идеи по улучшению системы.

По примеру белки, зимой банк может платить более высокие проценты, тем самым побудив человека в холодное время года чаще делать вклады. Это как один из возможных вариантов.

Наш мозг обладает нейропластичностью, то есть он может изменять свою собственную нейронную систему. Чем больше творческих решений стоит перед вами, тем больше новых связей образуется и тем шире система межнейронных контактов, то есть больше освещенных улиц.

Помните, что творческое мышление реально натренировать, и с ним произойдет тоже самое, что и с мышцами после регулярного посещения спортзала. Стоит только попробовать, и вы удивитесь тому, на что способен ваш мозг.

Источник: https://mednew.site/psihologiya/uprazhnenij-kotorye-vstryahnut-mozg

Идеи и их убийцы

Как мозг убивает новые идеи и что с этим делать

Яркие идеи – то есть действительно яркие – не прибывают к нам часто. Они не балуют нас своим появлением, только если мы не знаем, как сделать, чтобы они приходили. А этому можно научиться.

Сегодня искусство рождения идей стало близким к точной науке. Психологи проанализировали это искусство, а крупные компании, которые живут за счет новых идей, потратили миллионы на их производство и реализацию. И те, и другие пришли к следующим выводам.

Вы получаете яркие идеи, комбинируя старые новыми способами.

  • Вы можете улучшить свою способность генерировать идеи, если станете делать это, не прилагая специальных надрывных усилий.
  • Вы можете найти специальный психологический курс или обучаться самостоятельно. Есть только две близко связанные вещи, которые вы должны понять:
  1. как добиться того, чтобы генерация идей у вас происходила быстрее,
  2. как избавиться от мыслительных блоков, чтобы в голове могли появляться новые идеи.

Как получить больше идей

Каждый человек имеет «ментальное оборудование» для генерирования идей и может ускорить сей процесс.

Согласно высказыванию Вилларка Плойтнера, вице-президента большого нью-йоркского рекламного агентства, который провел немало изысканий на тему генерирования идей, «первый шаг для любого человека, испытывающего потребность в идеях, должен точно определить вид идей, которые ему требуются.

После этого он устанавливает определенный срок – столько-то идей в такой-то период времени. Без этого крайнего срока разум просто не функционирует на пике своих возможностей».

Предположим, вам нужны дополнительные деньги, вы нуждаетесь в идеях относительно того, как их получить. Выберите тихое время дня, устройтесь поудобнее в кресле или займитесь легкой работой по дому, не требующей размышлений. Поместите рядом блокнот и карандаш. Скажите себе: «Я хочу десять идей к полудню».

«Вы получите больше идей, используя этот способ, — уверяет Плойтнер, — чем за неделю нытья и жалоб в ожидании, когда же наконец вас посетит идея».

Что мешает новым идеям

Что может помешать вам? Блоки. Психологи называют это запрещающими механизмами памяти. Вы можете обойти блоки (и сберечь хорошие идеи), если научитесь просто не упускать свои идеи.

Среди самых частых убийц идей мы можем выделить такие:

  • робость. Эксперт по творческому мышлению компании General Electric Уолтер Брзоза для иллюстрации этого блока приводит пример с закрытой пустой коробкой из-под обуви. Почти всегда, говорит он, люди думают, что в коробке лежат вещи настолько маленькие, что они вписались бы в одну десятую часть этой коробки. Что-нибудь большее, чем пачка сигарет, кажется опасным, и мышление блокирует это. Чтобы преодолеть препятствие этого блока, вынудите себя мыслить шире, даже если приходящие в голову идеи кажутся на первый взгляд совсем дикими;
  • привычка. Ваше сознание отклоняет идеи, если они полностью опровергают способ, которым вы ранее делали те же самые вещи. На классической демонстрации действия этого блока группе студентов из Массачусетского технологического университета показали железную трубу, прикрепленную вертикально к деревянной основе. Внизу в трубе лежал мячик для пинг-понга. Поблизости на столе был набор инструментов и ржавое, потрепанное ведро. Задача: достать мячик из трубы. Студенты догадались быстро: они налили в трубу воду. Затем второй группе студентов задали ту же самую задачу. На сей раз вместо ржавого ведра им дали кувшин чистой воды со льдом для питья. Студенты испробовали массу способов, кроме того, чтобы налить в трубу вод, предназначенную для питья, – они не могли представить других способов ее использовать. Этот ментальный блок часто исчезает, если вы преднамеренно «переворачиваете вещи вверх дном»;
  • визуальный блок. Когда вы увидели некую вещь с определенной точки зрения, вам уже трудно вообразить ее в другом ракурсе. Чтобы иллюстрировать это, уже упомянутый Брзоза созвал одну группу мужчин и показал им искусные изображения цветочных ваз. Затем он показал другой группе рисунки с человеческими лицами. Далее он объединил группы и показал им одну абстрактную картину. Первая группа сказала, что это — ваза, а вторая — что это лицо. «Лечение» — сознательный поиск чего-то другого, нового;
  • ложное требование. Ваше мышление отгораживает целые области идей, выдвигая требования, которых на самом деле не существует. Несколько лет назад дети из Индии показали детям из штата Коннектикут слоненка. Задача: где взять деньги, чтобы перевезти слоненка из Индии в США. Дети ломали голову над этой проблемой до тех пор, пока кто-то не прорвался через ментальный блок и не указал, что истинное требование – это не деньги, истинное требование – транспортировка. И конечно, немедленно нашлась авиакомпания, которая согласилась перевезти слоненка бесплатно. Психология не стоит на месте, и эксперты выискивают все новые и новые методы генерирования идей, устранения ментальных блоков и ускорения творческого мышления.

По книге Бориса Лемберга «Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление», издательство «Вектор», 2014.

Источник: https://kolesogizni.com/tvorchestvo/ubiyci-horoshyh-idey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.