Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

Эллис Альберт / Ellis Albert

Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

Американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии, подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок – иррациональных верований. Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Создал и был президентом Института Альберта Эллиса – The Albert Ellis Institute.

В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году — первым (Эллис, Роджерс, Бек). Заслуженно делит с А. Беком лавры пионеров когнитивного подхода.

Биография

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом.

Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.

), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода.

В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.

24 июля 2007 года, в возрасте 93 лет Альберт Эллис скончался.

Научная и практическая деятельность

Альберт Эллис большую часть своей жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию: сначала непрофессионально, затем — как психоаналитик. Позже он разочаровывается в психоанализе и публикует статью «Telepathy and psychoanalysis: a critique of recent findings», содержащую критические замечания по поводу антинаучной мистики и оккультизма в психологической литературе.

В 1950—60-х годах Эллис создаёт основы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) и её центральной модели возникновения эмоциональных расстройств — Модель ABC. В течение всей оставшейся жизни учёный развивает это новое направление психотерапии, уделяя особое внимание опытной проверке истинности основных положений теории и эффективности используемых терапевтических методов.

За свою жизнь Эллис успел опубликовать более 50 книг и около 500 статей, основал институт и школу для детей с преподаванием основ РЭПТ, провёл множество лекций и семинаров, нашёл сторонников и последователей.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) (ранее — «РТ» и «РЭТ») представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм» различных психотеревтических методик: когнитивных, эмоциональных и поведенческих.

Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда — «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs»).

Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта как психоаналитик, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков как Карен Хорни и Альфред Адлер.

Однако Эллис впоследствии разошелся во взглядах с психоанализом, и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ являетсягуманистической формой терапии, следствием чего является один из основных терапевтических принципов РЭПТ — безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам.

Более того, описывая отношение РЭПТ-терапевта к клиенту, Эллис на первое место ставит всю триаду Роджерса.

Кроме этого в списке следуют юмор (только там, где он уместен; юмор как иронично-веселое отношение к жизни, но не шутки в адрес личности, чувств, мыслей и поступков клиента), неформальность (но не развлечение на сеансах психотерапии, которые проводятся за деньги клиента), осторожное проявление безмерной теплоты к клиенту (чрезмерное эмоциональное сопереживание тоже вредит). Эллис опрделял роль РЭПТ-терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Справедливость основных теоретических положений и терапевтическая эффективность РЭПТ подтверждаются множеством экспериментальных исследований.

Модель ABC

Модель ABC (иногда — «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия», англ.

 consequences), возникают не под влиянием «активирующих событий» (иногда — «активаторы» буква «A», англ. activating events), а под влиянием иррациональных верований (иногда — «убеждения», буква «B», англ.

 beliefs), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований».

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспариваниеиррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE — англ. disputation) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result). Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ

Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;

Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) — это:

  1. оценка — определение неприятности события (вместо драматизации);
  2. толерантность — я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
  3. принятие — я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека:

  • Соблюдение собственных интересов.
  • Социальный интерес.
  • Самоуправление.
  • Высокая толерантность к фрустрации.
  • Гибкость.
  • Принятие неопределенности.
  • Преданность творческим занятиям.
  • Научное мышление.
  • Принятие себя.
  • Рискованность.
  • Отсроченный гедонизм.
  • Антиутопизм.
  • Ответственность за свои эмоциональные расстройства.

Награды и премии

  • 1971 — награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации .
  • 1985 — награда Американской психологической ассоциации «за выдающийся профессиональный вклад вприкладные исследования» .
  • 1988 — награда Американской ассоциации консультирования «за профессиональные достижения» .
  • 1996 и 2005 — награды Association for Behavioral and Cognitive Therapies .

Религиозные и философские взгляды

Альберт Эллис в своих религиозных убеждениях придерживался агностицизма, утверждая, что Бога «скорее всего нет», но при этом не отрицая возможности его существования. В книге «Секс без вины»  учёный выразил мнение о том, что религиозные догмы, вводящие ограничения на выражение сексуальных переживаний, зачастую отрицательно сказываются на психическом здоровье людей.

Основные философские взгляды Эллиса вписываются в рамки концепций гуманизма и стоицизма. В своих книгах и интервью учёный часто цитировал своих любимых философов: Марка Аврелия, Эпиктета и других.

Литература на русском

  • Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 352 стр. — ISBN 5-9268-0120-6
  • Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008. — 160 стр. — ISBN 978-5-222-14121-2

Источник: http://psy-clinic.info/index.php/personalii/36-ellis-albert-ellis-albert

Рационально-эмоциональная терапия Эллиса

Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

  • Введение.
  • Теоретическое обоснование.
  • Пример из практики.
  • Роль оценочного восприятия (иррациональное и рациональное).
  • Схема А-В-С.
  • Психологическое консультирование на базе РЭТ.
  • Концепция психологического здоровья.

Одним из важных направлений гуманистической психотерапии или психологической помощи является рационально-эмоциональная психотерапия (РЭТ) Альберта Эллиса (1913-2007).

Система была разработана автором в 50-60 х. годах 20 века как смесь самых разных терапевтических методик. Сам Эллис успешно применял в своей психологической работе когнитивные, эмоциональные, поведенческие методики, а также элементы психоанализа.

Применение этих методов базировалось на принципах гуманистической психологии, а также на одном из краеугольных камней клиент-центрированной терапии Роджерса — безусловно позитивном отношении к клиенту.

Тем не менее, несмотря на очевидную принадлежность метода Эллиса к гуманистическому направлению и использование элементов психологических практик из других школ, его способы работы с клиентом были весьма оригинальны и существенно отличались как от традиционных бихевиоризма и психоанализа, так и от гуманистических.

Основные концепции РЭТ

В основе подхода лежала идея Эллиса, что источником психологических проблем людей являются, так называемые иррациональные установки-верования (идеи, убеждения, предположения), находящиеся в противоречии с реальным опытом и не подлежащие опытному подтверждения по причине своей ошибочности.
Источником таких верований была личная история человека, а именно, предшествующие события его жизни, когда в силу различных обстоятельств индивид принимал на веру различные факты, достоверность которых не была проверена им лично на практике и осознана, как реальность.

Вследствие неосознанного принятия подобных идей, поведение человека, начинало в значительной степени определяться этими иррациональными убеждениями, что и приводило к психологической проблеме в виде деструктивной в своей основе и травмирующей эмоциональной реакции на определенные события жизни.

Проблема была не только в том, что такая реакция порождала длительные негативные эмоциональные последствия, но и в том, что эти эмоции ни в коей мере не способствовали выходу из ситуации, а лишь усугубляли ее.

Действуя вкупе с иррациональными убеждениями, они образовывали своеобразный замкнутый круг, когда ложные установки порождали деструктивное эмоциональное состояние, а оно, в свою очередь, поддерживало эти убеждения, и так далее.

Вот несколько типичных иррациональных идей, оказывающих влияние на оценку реальной ситуации — события

1. Я должен быть любим, а мое правильное поведение, хорошие идеи и личностные особенности должны одобряться людьми, которые являются для меня значимыми, отсюда же вытекает идея осуждения себя и других людей за неверное поведение.
2.

Ценность меня и других людей в значительной мере определяется тем, насколько моя жизнь успешна, а критерии этого успеха — достижения в различных видах деятельности, компетентность, адекватность поведения, таким образом я, как и каждый, обязан достичь совершенства в глазах других и своих собственных.3. Дурные люди должны быть наказаны.

4. Когда что то идет не в соответствии с нашими ожиданиями, то это ужасно и катастрофично. Я всегда должен быть совершенно уверен, что позитивные события произойдут, а негативные нет.

5. Все психологические проблемы вызываются внешними обстоятельствами.
6. Жизненных трудностей и проблем следует избегать, а не справляться с ними.

Page 3

Хочу поделиться одной историей. Сижу в поликлинике Литфонда, жду приема врача. Рядом кабинет над которым горит жёлтым огнем предупреждающая надпись » Не входить, идёт прием». Тут молодой парень, не замечая горящей таблички, стучится в дверь, Читать далее …

Намедни вышел на балкон. Осень, листья пожелтели, воздух по-летнему теплый. На нижнем от меня балконе сосед оседлал табуреточку, курит. Спокойно и тихо. Но не тут то было. Соседка сверху — активная мамаша из нашего подъезда Читать далее …

Редкий Ч/Б фильм про Непал 1954 года Улицы Катманду в 1970 году Троллейбусы на пустых улицах Катманду 1979 год Старое видео — как на руках доставляли автомобили в Катманду Визит королевы Елизаветы в Непал в Читать далее …

«Я и другие» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов.

Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста. Фильм был запрещен к показу в СССР.  Почему? Порой трудно понять логику чиновников от идеологии.

Впрочем, посмотрите его сами. Может поймете.  Читать далее …

Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь.Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагнози предлагаю лечение».

И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывносвязана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, аВы позвали «клиента» для помощи самому себе.

Поэтому кто кому оказывает помощь,

надо бы еще разобраться. Читать далее …

Переводчик с японского — о поэзии трехстиший хайку, ее истории, переводах и о том, почему это красиво Читать далее …

«Это случилось. Твой дом разрушен, земля сожжена, оружие унесла река, скот погиб. Всё, что ты строил и растил много лет, больше не существует.  ПОДОЙДИ СЮДА Здесь горит мой костёр и здесь ждёт тебя моя песня. Читать далее …

Как бы выглядел семейный диалог если бы все его участники были честными на все 100 процентов

Чувство беспомощности Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если Читать далее …

В практике дзэн, чтобы достичь полного пробуждения, нужно пробудить и развить три великих составляющих — Великий Корень Веры (яп. дайсинкон 大信根), Великий Шар Сомнения (яп. дайгидан 大疑団) и Великую Всепревосходящую Волю (яп. дайфунси 大憤志).

Эти термины наиболее сильно ассоциируются с именем Хакуина Экаку дзэндзи, но впервые в этой совокупности появляются еще в 1599 году, в тексте Кохо Осё дзэнъё, почти за сто лет до рождения Хакуина дзэндзи.

А связь между Великим Сомнением и пробуждением акцентировалась еще китайские наставником Тахуэй Цункао (1089-1163): “Под Великим Сомнением всегда есть Великое Пробуждение”. Читать далее …

Для меня суть психосоматики – самонасилие.

И степень ее злокачественности

и разрушительности коррелируют

со степенью насилия над собой.  Читать далее …

Ругать Фрейда и пренебрежительно относиться к психоанализу среди отечественных интеллектуалов стало чем-то вроде моды. Якобы Фрейд был мошенником, а сам психоанализ – чуть ли не псевдонаучная религиозная секта.

В эфире популярной радиостанции один доселе неизвестный мне господин даже пообещал посвятить разоблачению психоанализа ближайший меморандум Комиссии по борьбе с лженаукой РАН[1], членом которой он является. О ничтожестве Фрейда любит рассуждать и Александр Невзоров. Способствует такому отношению и издаваемая на русском языке литература.

Так, например, относительно недавно вышел перевод хорошо известной работы Дэвида Уэбстера «Почему Фрейд был не прав»[2], в которой автор почти на семистах страницах детально разъясняет все ничтожество основателя психоанализа. Читать далее …

“Liber Novus” – так назвал книгу автор – несколько десятилетий хранилась в швейцарском банке и не была доступна даже биографам Юнга.

Хотя Юнг не запрещал публикацию своего труда, нежелание наследников выносить его на суд публики вполне понятно.

“Красная книга” – описание опытов самопостижения, погружения в бессознательное и диалогов с ним – не придется по вкусу тем, кто требует от психиатрии “научности”. Читать далее …

Очень короткая, при этом четкая и вменяемая статья, где автор буквально в двух словах объясняет суть провала либеральной альтернативы в России. Читать далее …

Одним из древнейших методов даосской практики является «шуй гун» (睡功) — «мастерство снов» или «мастерство грез». В современной практике это рассматривается как один из видов цигун, выполняемый лежа, который восстанавливает силы.

В даосских школах в горах Уданшань распространено множество способов «шуй гун» («12 упражнений лежа» и другие ) которые в частности основаны на имитации дыхания пяти животных (черепахи, змеи, дракона, тигра, аиста).

В целом «мастерство снов» заключается в сочетании определенных позиций лежа с визуализацией различных образов, когда человек сам вызывает у себя грезы и пропускает их через свое сознание. Это рассматривалось также как способ стимулировать алхимические превращения в теле человека. Читать далее …

За последние несколько десятилетий одиночество стало эпидемией, и мужчины страдают от этого больше всего. Как и почему изоляция превратилась в такую угрозу? Читать далее …

Я читал Кастанеду еще лет за 10 до этого и уже тогда понял, что это блестящее художественное произведение, это изумительная мистификация, философское фэнтэзи. Книга, которая могла принести пользу и радость тысячам умных людей, наделенных художественным вкусом. Стать стимулом для реальных мыслей и чувств. Читать далее …

Короткий мультфильм Юрия Норштейна по мотивам хокку

японского поэта 17 века Мацуо Басё. Читать далее …

Во все времена научные факты ставили под вопрос существующие убеждения и это в полной мере касается и религии. Но нет ничего ужасного в том, чтобы подвергать сомнению утверждения любой религии, эти утверждения могут и должны быть поставлены под сомнения, даже если это и угрожает чувствам людей, свято верующих в свои убеждения. Читать далее …

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/rational-emotive-therapy/

Эллис, Альберт

Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса

А́льберт Э́ллис (англ.

 Albert Ellis; 27 сентября 1913,Питтсбург — 24 июля 2007, Нью-Йорк) — американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческиереакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок — иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» — см. Модель ABC (психотерапия)). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Создал и был президентом Института Альберта Эллиса The Albert Ellis Institute.

В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году — первым (Эллис, Роджерс, Бек). Заслуженно делит с А.Беком лавры пионеров когнитивного подхода.

На русском

  • Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 352 стр. — ISBN 5-9268-0120-6
  • Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008. — 160 стр. — ISBN 978-5-222-14121-2

Источник: https://psyweb.global/database/knowledge/article-50-albert-ellis

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.