Что такое системное мышление и как его развить

Содержание

Системное мышление – это что такое? Характеристики и основные признаки

Что такое системное мышление и как его развить
Образование 4 июня 2016

Системное мышление – это один из новых современных терминов, которые используют многие менеджеры, психологи, тренеры личностного роста и прочие коучеры. Его уровень иллюстрирует скорость и качество принятия решений, поэтому данный показатель изучают во время приема на работу как важную характеристику будущего сотрудника.

Что такое системное мышление и какова его задача

Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга.

Структуру всего мира можно описать как систему. Она является цельной, в ней нет отдельных фрагментов, которые никак не связаны с остальными компонентами.

Понятие «система» можно приравнять к образованию, существующему и функционирующему за счет многовариантного взаимодействия большого количества его частей.

Особенность системы в том, что на нее оказывает большее влияние не состав частей, а способы и методы их взаимодействия между собой. Характер этого взаимного влияния нелинейный, преимущественно скрытый и неочевидный, а иногда даже парадоксальный.

Системное мышление направлено на поиск или разработку такой модели мироздания, в рамках которой можно будет с высокой точностью расставить ориентиры в мире.

Свойства системного мышления

Начинать развитие системного мышления желательно с детства. Таким образом, оно станет основным способом восприятия действительности. Люди, обладающие системным мышлением, обретают следующие способности:

  • Видят цельность, наполненность множественными связями.
  • Понимают необходимость искажения модели реальности, благодаря чему происходит упрощение восприятия и появляется возможность переключаться между моделями.
  • Умеют распознавать эффект обратной связи. Суть его во влиянии, которое оказывает одно звено системы на все остальные. Колебания неизбежны и доступны для рассмотрения, но результат редко бывает немедленным, чаще он отсрочен во времени. Поэтому его сложно увидеть.
  • Готовы к тому, что понадобится постоянно менять свои убеждения.
  • Умеют видеть различные уровни реальности. Независимо от степени увеличения, они способны переключаться между системами координат, а также обращают внимание и на систему в целом, и на компоненты.
  • Могут самостоятельно генерировать ментальные модели мира для создания своих причинно-следственных связей.

Значение системного мышления при оценке компетентности персонала

Тестирование, собеседования и оценка основных качеств соискателей на различные должности проводятся с целью составления правильного впечатления о профессиональных способностях претендента, а также о его личности в целом.

Научный подход к созданию коллектива помогает достичь более слаженной работы предприятия, полноценной отдачи от сотрудников и получения ими удовлетворения от труда.

Кроме того, это сводит к минимуму возникновение конфликтов и недоразумений.

Системное мышление – это важная способность хорошего работника, поэтому, оценивая его уровень, менеджеры по персоналу изучают такие качества претендентов:

  • Способность к эффективному анализу большого объема информации.
  • Способность к выявлению закономерностей в различных ситуациях, а также к формированию целостной картины происходящего.
  • Умение оценить риски и возможности, связанные с процессом принятия того или иного решения.

Дифференциация уровней владения системным мышлением

В зависимости от того, насколько развит системный подход, системное мышление у тестируемого, ему может быть присвоен один из нескольких уровней.

1. Нулевой, его называют уровнем некомпетентности:

  • Такие люди не склонны анализировать что-либо, действуют интуитивно.
  • Не способны выделить главное, оценить риск или последствия, а также оставляют без внимания важнейшие обстоятельства ситуации.
  • Им свойственно принимать необдуманные решения.

2. Первый (начальный):

  • Способны увидеть различные факторы, которые влияют на ситуацию, структурировать информационные данные, используя значимые (не противоречащие друг другу) критерии, и делать логичные выводы.
  • Могут сформировать системный взгляд на ситуацию и проследить причинно-следственные связи только в той сфере, в которой хорошо ориентируются.

3. Второй (на базе первого уровня):

  • Способны дифференцировать данные и отделить главные от второстепенных, а также анализировать довольно большие объемы информации, включая явления комплексного и многофакторного характера.
  • Могут видеть причинно-следственные связи, выявить главные закономерности во время анализа практически любых ситуаций (включая те, которые выходят за пределы их профессиональной компетентности).
  • Видят барьеры, мешающие достижению целей, и могут их обойти или преодолеть.
  • Их мышление вариативно, то есть они способны разработать более одного стандартного варианта решения проблемы.

4. Третий (на базе второго уровня):

  • Могут эффективно достроить недостающие звенья системы, в том числе при отсутствии необходимых данных, делать правильные выводы, основываясь на частичной или противоречивой информации.
  • Способны к продуцированию новых концепций, которые позволяют находить решения для очень сложных практических задач.

Способность к системному мышлению можно развить

Прежде всего, следует выяснить для себя суть и область применения этого навыка.

Ведь системное мышление – это качество, полезное не только на рабочем месте, но и в любых жизненных обстоятельствах.

Даже если речь идет о таком банальном деле, как конфликт за семейным ужином, бывает необходимо взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать ее предпосылки и оценить возможные последствия.

Литература, аудиофайлы и видеоролики становятся источниками уникальной информации, помогающей изучить системное мышление. Книги (электронные, из бумаги или в аудиозаписи) позволяют в полной мере окунуться в мир переживаний автора. Важно пройти вместе с ним все ступени на пути к овладению полноценным системным мышлением.

Среди достойных авторов в этой области – Джозеф О'Коннор («Искусство системного мышления»). Его книга для многих стала откровением.

Повествуя об элементарных и, казалось бы, всем известных, совершенно привычных вещах, этот писатель смог указать основные барьеры, мешающие мыслить системно, а также пути их устранения.

Кроме того что «Искусство системного мышления» О'Коннором написано на основании серьезных разработок, его язык предельно доступен и понятен. Пользуясь изложенными в этой книге рекомендациями, можно самостоятельно сформировать и развить необходимые навыки.

Системное мышление Коннор преподает на многочисленных примерах, в которых каждый читатель может рассмотреть себя, своих знакомых и различные жизненные ситуации.

Из русскоязычных писателей вопросом развития системного мышления занимается академик В. Толкачев. Правда, его книга «Роскошь системного мышления» значительно сложнее написанной Коннором.

Она предназначена для студентов или интернов психологических факультетов и развивает идеи, затронутые З. Фрейдом. Продолжая теорию Фрейда, а также наработки его последователей, разделение личностей на восемь психотипов ввел именно Толкачев.

Системное мышление он называет системно-векторным.

Что можно сделать уже сегодня

Даже если нет времени на чтение и прослушивание книг, можно применить простейшие методы для постепенного развития системного мышления. В первую очередь стоит заняться определением своих ментальных моделей.

Так называют все, во что человек верит, и то, в чем он твердо убежден. Эти модели служат основой для принятия решений и своеобразными «стеклами», из-за которых человек разглядывает мир. Нередко они позволяют ему видеть только то, что он хочет.

К основным ментальным моделям можно отнести:

  • Процесс вычеркивания информации, которая не укладывается в рамки существующей модели.
  • Способность к конструированию, то есть мысленному достраиванию недостающих частей. Такой прием позволяет человеку избегать возникшего непонимания.
  • Искажение в сторону преуменьшения или преувеличения компонентов системы.
  • Представление опыта, имевшего место однажды, в качестве типичного.

Знание того, какие ментальные модели влияют на собственное поведение, позволяет расширить их для учета особенностей системы и большего количества факторов.

Важность наблюдения за успешными системами

Исходя из того, что системное мышление – это способность вникнуть в функционирование системы, для развития навыка бессмысленно пытаться изучать отдельные части. Основное свойство систем заключается в появлении свойств, характерных для систем, но отсутствующих у ее компонентов.

Изучение системы доступно в процессе наблюдения за ней. Чтобы развить системное мышление, стоит наблюдать за эффективными и успешными объектами. Нужно изучать принципы их работы, характер связей между частями, последствия различных предпринятых действий.

Такой прием приводит к пониманию работы успешных систем и применению этого знания в жизни.

Разрушение стереотипов

Пересмотр и коррекция устоявшегося отношения к реальности чрезвычайно важны для свободы действий человека.

Стереотипы вырабатываются, исходя из прошлого опыта, и довольно неплохо подходят для выработки простого, типичного решения, но совершенно неактуальны, если возникла совсем новая проблема.

Решения системным мышлением базируются на разработке свежих концепций, поэтому так полезно тренировать свою изобретательность и нестандартный подход к ситуации.

Расширение круга интересов

При расширении интересов, взглядов и кругозора человека его мышление приобретает вариативность. Широкий круг интересов автоматически ведет к бессознательному расширению ментальных карт. Это, в свою очередь, помогает развивать системное мышление.

Искусственное создание неопределенности

Если намеренно создавать различные ситуации неопределенности и находить новые способы их решения, можно получить очень хорошие результаты в тренировке системного мышления. В реальной жизни нет ситуаций, которые можно с уверенностью назвать определенными. Масса факторов способна оказать влияние в самый неожиданный момент.

Решение творческих задач

На самом деле это наиболее действенный и эффективный способ, тренирующий творческие способности и развивающий системное мышление. Его используют на этапе приема на работу в компании “Майкрософт”. Кандидаты на должность обязаны решить несколько задач творческого содержания.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, можно утверждать, что искусство системного мышления – цель вполне достижимая. Как и при любых тренировках, понадобится время, сила воли, настойчивость и упорство. Однако результат того стоит, так как приводит к более глубокому восприятию процессов, происходящих в природе, обществе и в самом человеческом теле.

Источник: .ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/181831/

Системное мышление в современном мире

Что такое системное мышление и как его развить

Здравствуйте! Приходилось ли вам слышать такую характеристику: «Он такой системный человек!»? Обычно это произносится с одобрением. А вот во фразе: «Ты дал такую бессистемную обратную связь» – чаще всего слышится неудовольствие.

Меня всегда удивляли эти формулировки. Почему эмоции, интуиция, чувство справедливости ставятся ниже, чем сухая рассудительность, железная упорядоченность? Именно с последними двумя характеристиками у меня ассоциировалось системное мышление.

Теперь я понимаю, что это не совсем так.

Под истинным системным подходом нужно понимать процесс мышления, при котором ситуация рассматривается как система, то есть взаимосвязанная, целостная, для ее решения понадобится проведение анализа всех связей и факторов.

В чем отличие системного образа мысли от логического?

В новую информационную эпоху жизнь поражает нас своей сложностью и многогранностью.

Чтобы выбрать рациональную линию поведения, а также разобраться в окружающем нас мире, мы начинаем упрощать реальность, разбивая ее на части, изучаем эти составляющие и получаем несколько картинок. Перебирая, рассматривая их, мы добиваемся некоторого понимания.

Так работает логическое мышление. Оно не дает нам потеряться в разнообразии жизни, позволяет почувствовать, что мы можем познавать новое, преодолевая барьер сложности.

Но часто возникают ситуации, когда логических взгляд подводит. Простой пример: если мы возьмем два атома водорода и атом кислорода, после чего изучим их свойства, мы не сможем сказать, что исследовали свойства воды.

Она обладает иными характеристиками и способами взаимодействия с другими веществами. Вода, как пример системы, показывает нам, что мало разобрать составляющие части, важно рассматривать понятие целиком, выстраивая внутренние и внешние связи.

Так поступает системный подход.

Говорят, что все сложное – неправда. Но ведь простое тоже не всегда является истиной. Под системным мышлением понимается метод, который старается установить реальный взгляд на вещи. Его основное положение заключается в следующем: вся вселенная является системой, где все взаимосвязано.

Основные характеристики

Важно понимать, что система – это образование, функционирующее благодаря многовариантному взаимодействию своих частей. Эти связи могут быть нелинейными, неочевидными, порой парадоксальными. Задача системного подхода – представить такую модель действительности, которая поможет максимально точно расставить свои приоритеты в ней.

Следующие признаки свойственны системному подходу:

  • признание цельности, наличия множественных связей во всем, что нас окружает,
  • реалистичное восприятие моделей действительности, понимание, что они содержат искажение, умение быстро переключаться с одной картинки на другую,
  • способность установить обратную связь – отсроченный результат после воздействия на одну из частей системы,
  • гибкость убеждений, возможность их изменять под влиянием новых факторов,
  • умение ориентироваться в системе, переключаясь с одной части на другую и на систему в целом,
  • самостоятельность, независимый взгляд на ментальные модели мира.

В чем ценность системного мышления?

Да, мир – сложная система, и нам необходимо максимально грамотно в ней ориентироваться, оставаясь конкурентно способными. Сейчас многие понимают, что умение мыслить системно – одно из важнейших профессиональных качеств. В любой области, где предстоит принимать ответственные решения, вам пригодится системный взгляд на жизнь.

Для примера: как вы думаете, почему обмелело Аральское море? Дело в том, что воду из речек, питающих его, забирали на орошение полей. Так делают всегда – это обычный способ. Но почему не смогли учесть естественное испарение, многочисленные затраты бесценной влаги? Эта недальновидность показывает нам пример несистемного подхода.

Здесь также можно вспомнить индийскую притчу о том, как слепые с разных сторон ощупывали слона. Первый, коснувшись хвоста, подумал, что это веревка. Второй, потрогав бивень, принял его за палку. Коснувшийся ноги посчитал, что это колонна. Прислонившему к спине это показалось стеной. Только сложив свои впечатления в единую картину, они могли бы достичь истины.

Знание системного подхода избавит нас от множества ошибок, которых можно избежать, поможет грамотно управлять системами, создавать новые. Если вы займетесь развитием системного мышления, то почувствуете, как вас сложнее стало обмануть. Ведь у вас появится свой, независимый взгляд на вещи, рассмотренные комплексно, а не с одной стороны.

Развивайте системный взгляд комплексно

Основными направлениями в работе над системным образом мыслей могут стать:

  1. Расширение ментальных карт и моделей.

Это наши верования и убеждения, которые искривляют реальность. Важно рефлексировать их наличие, учитывая даваемое ими искажение.

  1. Наблюдение за успешными системами.

Данный навык поможет лучше понимать взаимосвязи, позволит строить собственные эффективные системы.

Стереотипы не всегда однозначно плохи. Они пригодятся при выработке простых решений, сэкономят время и силы. Но они однозначно будут тянуть назад, замедлять творческое мышление. Не бойтесь новых вариантов, экспериментируйте!

  1. Особое внимание на просчет обратной связи.

Это сложно, но очень важно. Постарайтесь найти способ ее измерения, обдумайте параметры. Не забывайте об эффекте бабочки!

  1. Развитие кругозора и расширение интересов.

Чем большим в мире вы интересуетесь, тем больше связей изучаете. И тем более вариативным становится круг ваших мыслей.

  1. Создание ситуаций неопределенности.

Человек часто сам создает себе проблемы. Почему бы и нет? Только не забывайте творчески подходить к их разрешению.

  1. Решение творческих задач.

Тренируйте свой ум, ведь он постоянно нуждается в нагрузке. Используйте логические задачи, тесты, интеллектуальные игры.

Работа над системным подходом должна стать частью вашей повседневной жизни, ведь под ее влиянием значительно меняется мировоззрение. Системное мышление – искусство, азы которого нужно учиться постигать. В этом может помочь специальная развивающая литература.

Не могу вам не порекомендовать книгу Дж. О’Коннера «Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем». В ней вы познакомитесь с основными методами понимания сложных систем.

Авторы сумели создать глубокий текст, приводя в примеры проблемные ситуации и задачи на логическое мышление. Книга написана доступным языком, но заставляет серьезно задуматься над изменением взгляда на мир.

Желаю, чтобы каждый нашел в ней что-то ценное.

Источник: https://fadeev.su/myshlenie/sistemnoe-myshlenie.html

Системное мышление – что это такое. Особенности формирования

Что такое системное мышление и как его развить

Современный, постоянно изменяющийся мир ежедневно ставит перед человеком десятки проблем, которые требуют быстрого и эффективного решения. Без этого невозможно стать успешным, да и просто благополучным человеком.

Для того чтобы соответствовать требованиям реальности, нужно обладать системным мышлением, позволяющим оценивать любую ситуацию целостно, видеть и использовать все взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений действительности.

Что значит мыслить системно

Системный подход к решению сложных задач сформировался давно, но в течение длительного времени о нем знали и рассуждали только ученые, и использовался он в научных исследованиях.

Но в конце XX века стало понятно: окружающий нас мир настолько усложнился, что не только обыденного, но и строгого логического мышления недостаточно.

Оно со времен Античности считалось высшей формой мыслительной деятельности, но оказалось не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставит перед человеком современная, в прямом смысле слова многомерная реальность. Чтобы разобраться во всем и эффективно с ней взаимодействовать, нужно системное мышление.

Что такое система

Есть такое высказывание, которое приписывается Аристотелю: «Целое больше суммы своих частей». Эта на первый взгляд парадоксальная мысль хорошо отражает сущность системного подхода.

Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы. То есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей.

Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности.

Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их просто сложить вместе.

Можно привести простой, хоть и несколько утрированный пример. Вот человек. Он сложный объект, состоящий из множества частей или элементов. Но будет ли сумма его частей (голова, две ноги, две руки, туловище, пищевод, сердце, печень, мозг и т. д.

) живым, мыслящим, действующим индивидом? Нет. Это будет расчлененный труп, а не живой человек, потому что все его элементы должны быть связаны в единое целое.

И связи эти настолько сложны, разнообразны и многоплановы, что наука и сегодня еще далека от полного их понимания.

Взаимозависимость всех частей системы называется корреляцией и означает, что изменения в одном из элементов неизбежно влекут изменения и в других, а также в системе в целом.

Принцип корреляции объясняет, например, неэффективность несистемного подхода в медицине. Он заключается в следующем: если у человека болит голова, то лечат голову, если желудок, то, соответственно, желудок.

А ведь наш организм – целостная система, и лечить нужно с учетом системных связей.

Есть и еще один важный момент. Любая система состоит из подсистем, которые до бесконечности дробятся на все более мелкие части. Но изменения даже в самом, казалось бы, малозначимом элементе влияют на состояние системы в целом.

С другой стороны, любой объект — часть более крупного структурного образования: человек – частичка семьи, семья входит в этнос, этносы объединяются в государство, а то, в свою очередь, элемент человечества, которое является частью живой природы планеты Земля и т. д.

Отдельные объекты могут одновременно входить во множество систем. Так, человек не только член семьи, он входит в группу друзей, профессиональный коллектив, спортивный клуб, сообщество в социальных сетях и т. д. Учитывая это, становится понятно, насколько сложно бывает разобраться в происходящих с нами процессах, а тем более управлять ими. Для этого и необходимо системное мышление.

Особенности системного мышления

Мы привыкли считать, что логическое мышление самое лучшее и эффективное, а сейчас все чаще говорят о системном. Чем же оно отличается от логического?

Принцип логического мышления – совершение умственных операций анализа и синтеза.

Объект расчленяется на отдельные элементы, которые анализируются, изучаются, выявляются их особенности, возможности других комбинаций, а затем они соединяются вновь, возможно, в новом сочетании, или используются для конструирования других объектов.

Логическое мышление связано с принципом алгоритма, то есть последовательных операций, каждая из которых является своеобразной ступенькой для перехода к следующей.

Но это не всегда эффективно для решения сложных проблем, имеющих системный характер и связанных с разными аспектами нашей жизни.

Понять, как можно изменить ситуацию к лучшему или не сделать ее еще хуже, можно только взглянув на нее со всех сторон и увидев все внутренние и внешние связи и зависимости. Логический анализ здесь нужен, но он недостаточен.

Попытки решить проблему без учета системных связей могут привести к серьезным ошибкам. Вот, например, одна из таких ситуаций.

В середине XX века стала популярной идея мелиорации, то есть осушения болот. Если рассуждать логически, то эти залитые зловонной жижей и даже опасные участки совсем не нужны.

Если их осушить, то освободятся плодородные, покрытые торфом и другими органическими отложениями земли, так необходимые сельскому хозяйству.

А сами болота перестанут быть источником комарья, змей, повышенной влажности и опасности для грибников. Все логично? Да.

Но на деле получилось не так. Осушение болот привело к исчезновению мелких ручейков и речушек, которые они питали. Из-за этого обмелели крупные реки, а уменьшение весеннего паводка привело к исчезновению заливных лугов, которые были источником пропитания больших стад скота.

Уменьшилось количество подпочвенных вод, родников, ключей, и это привело к засолению почв и снижению урожаев даже там, где до мелиорации они были высокими.

С исчезновением болот исчезают некоторые виды растений, насекомых, животных, которые тоже играли важную роль в единой системе жизни.

Вот вам реальный пример действий людей, не использующих системное мышление, не учитывающих все сложные взаимозависимости экосистемы.

Сообщество людей – не менее сложное структурное образование, и отсутствие системного подхода, например, при решении конфликтов может привести к обратному результату, когда этот конфликт будет распространяться вглубь и вширь, выйдет за пределы одной системы и будет неуправляемым. Ведь мы все являемся системами и живем в системном мире.

Способности людей с системным мышлением

Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:

  • способность оценивать ситуацию в целом, комплексно;
  • восприятие объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными, часто неожиданными углами;
  • умение замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами, находящимися вне ее;
  • способность создавать модели реальности, которые помогают обнаружить причинно-следственные связи и возможные варианты развития событий;
  • умение прогнозировать развитие событий и выбирать наилучшую тактику поведения в любой ситуации.

Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал.

Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом.

Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.

Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.

Формирование системного мышления

Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной.

Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально.

Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.

Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:

  • Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
  • Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
  • Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
  • Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.

Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны.

Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления.

Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.

Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.

Упражнение по развитию системного мышления

Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:

  1. Подумайте, какие подсистемы входят в структуру этого предмета. А теперь возьмите лист бумаги и запишите их в столбик. Это могут быть бумага, типографский шрифт, краска, клей, металлические скрепки, которыми скреплен переплет, картон обложки и т. д. А если посмотреть с другого ракурса: буквы, слова, предложения, оглавление, заголовки, иллюстрации и т. д. Напишите элементы этой структуры в другой столбик. Смотрите, мы нашли две разных системы, а их может быть значительно больше. Подумайте, какие еще варианты системной организации книги вы сможете обнаружить.
  2. А теперь подумайте, в какие более крупные системы входит книга, частью чего она является.

Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.

Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.

Источник: https://psychologist.tips/2260-sistemnoe-myshlenie-chto-eto-takoe-osobennosti-formirovaniya.html

Как развивать системное мышление?

Что такое системное мышление и как его развить

Сегодня мы продолжаем раскрывать тему системного мышления. В прошлый раз мы говорили о том, что такое системное мышление. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос: “ Как развивать системное мышление?”.

И, прежде чем разработать свой индивидуальный путь развития в этом направлении, предлагаем немного поговорить о мышлении.

В рамках системного мышления мы задействуем все доступные нам типы мышления. Начиная с предметно-действенного и заканчивая креативным мышлением.

Поскольку каждый из нас обладает своими собственными характеристиками и особенностями, не всем системное мышление дается легко.

В некоторых случаях, перед тем, как осваивать или применять навыки системного мышления, необходимо «прокачать» свой мозг.

Давайте быстро вспомним, какое мышление за что отвечает. Это также поможет примерно оценить, какие типы мышления в вашем случае развиты больше, и на развитии каких направлений стоит сделать акцент.

1. Предметно-действенное мышление. Оно свойственно людям дела: спортсменам, разнорабочим, артистам и т.д. Все, что создается при помощи человеческих рук – их заслуга. Данный тип мышления свойственен тем людям, кто усваивает информацию через действия и движения.

2. Абстрактно-символическое мышление. Тип мышления, которым отличаются ученые – это способность познавать мир и создавать новые гипотезы при помощи «неосязаемых» формул, кодов, правил и различных операций.

3. Словесно-логическое мышление. Позволяет в устной форме правильно излагать свои мысли и доносить их до других. Развитый вербальный интеллект наиболее важен для руководителей, общественных и политических деятелей.

4. Наглядно-образное мышление. Способность смотреть на ситуации во времени, замечая и то, что было, и то, что будет. Наглядно-образное мышление также дает возможность увидеть то, чего никогда не было и не будет. Наиболее развито у художников и режиссеров.

5. Креативность – способность находить нестандартные решения задачи.

Начать системно мыслить, прочитав лишь пару книг – невозможно. Хотя прийти к системному мышлению и развить в себе этот навык может каждый. Другой вопрос, как легко и быстро это получится, поскольку многое зависит от того, как сейчас построено ваше мышление, насколько быстро и легко вы обучаетесь.

Интересный факт – легко обучаемые люди обычно уже обладают определенными навыками системного мышления. Они быстрее в чем-то разбираются, потому что видят аналогии в тех системах, которые были ими изучены и испробованы ранее.

Для того, чтобы системный подход давался вам легче с каждым разом, необходима не только постоянная практика (без которой, кстати, развить этот навык будет крайне сложно),но и комплексное развитие по всем «фронтам». Какие направления приоритетны в развитии?

Вы можете создать бесчисленное количество систем, но если разделить их по разным типам или принципам, то их станет меньше.

С определенными упрощениями и допущениями можно найти много схожих систем в разных науках или перенести систему «государство» на отдельно взятую семью или компанию. Возможность видеть схожие системы значительно облегчает вам жизнь.

Вы быстрее понимаете ключевые моменты или усваиваете новую информацию. Но чтобы видеть эти сходства систем, необходимо постоянно развиваться. Искать новую информацию, открывать для себя мир дальше и больше.

2. Расширение ментальных карт и моделей

Ментальные модели – это все наши убеждения, верования и ограниченные знания, которые искажают реальность. Очень важно контролировать этот процесс и обязательно рефлексировать их наличие и учитывать то искажение, которое происходит за счет существующих убеждений.

3. Наблюдение за успешными системами

Если появляется возможность поближе познакомиться с успешной системой, не упускайте её. Это не только позволит лучше понять причины и особенности различных взаимосвязей, но и добавить в свою копилку знаний дополнительный пример.

4. Ломать стереотипы и привычки

Стереотипы и привычки – это неплохо. Они помогают сэкономить силы и время при решении простых задач, когда ситуация повторяется из раза в раз.

Но их наличие будет тянуть вас назад в нестандартной ситуации, мешая увидеть новые возможности, правильно оценить ситуацию и подключить творческое мышление.

Как с этим бороться? Меняйте привычные маршруты, чередуйте последовательность ежедневных задач, экспериментируйте и не бойтесь нового и нестандартного.

Каждое действие в рамках системы приводит к ответной реакции. Примером может служить тот же “эффект бабочки”. Не всегда процесс оценки этих изменений легок и понятен, но попытайтесь. Это сложно, но очень важно. Постарайтесь найти способ ее измерения, обдумайте параметры. Не забывайте об “эффекте бабочки”!

6. Решайте творческие задачи

Наш мозг постоянно нуждается в нагрузке. Различные интеллектуальные игры, тесты и задачи будут хорошими помощниками в этом направлении.

Существует огромное количество различных вариантов подобных тренажеров, к простым формам которых относятся те же «судоку» и «кен-кен» – они отлично помогают тренировать взаимосвязи между элементами одной системы.

  Или же можно обратиться к специальной развивающей литературе по теме системного мышления, где не только приводятся примеры различных задач, но и приводятся варианты их решения.

P.S.

Вы также можете воспользоваться наглядной инфографикой по развитию системного мышления, которую найдете на наших страницах в , и Instagram.

Системное мышление – тема, которая действительно сложна для понимания и развития. Непросто вникнуть в суть этого подхода и понять, как именно можно развивать системное мышление. Часть инструментов неочевидна, а некоторые из них кажутся непростыми как в изучении, так и в применении.

Возникают сомнения, стоит ли это все затрачиваемого времени. Системное мышление позволяет повысить эффективность и качество нашей деятельности, поэтому развиваться в этом направлении необходимо. Но самое главное – не зацикливаться на каждом процессе и подходить к этому вопросу чуть более расслаблено.

Иначе возникает риск анализировать там, где это просто не нужно делать.

Задайте свои вопросы или поделитесь стоящей задачей, и мы с удовольствием расскажем, как сможем Вам помочь в достижении Ваших целей!

Источник: http://advance.ag/kak-razvivat-sistemnoe-myshlenie/

Системное мышление. Развитие системного мышления

Что такое системное мышление и как его развить

Термин «системное мышление» вошёл в нашу жизнь и начал широко использоваться сравнительно недавно, с середины прошлого века. Системное мышление стало тем инструментом, который давал возможность управлять всё усложняющимися в современном мире системами самого разного рода, касающимися разных сфер деятельности человека.

Системное мышление направлено на видение целого, а не его частей; связей между вещами, а не самих вещей; на выявление закономерностей изменения, а не определённых мгновенных состояний.

Системным называется мышление, при котором, познавая мир, человек способен устанавливать связи между явлением и предметами, выявлять существующие закономерности, прогнозировать их развитие и решать возникающие проблемы.

Термин «системное мышление» используют в практической психологии и (ещё чаще) в педагогической практике.

В этом случае под системным понимают такое мышление, при котором объект мыслительной деятельности рассматривается как система, имеющая соответствующие свойства, отношения и закономерности.

Зарубежная экономика и философия понимают системное мышление в узком и широком аспектах. В узком – как управление системами (социальными, бизнес-системами, экономическими системами), в широком – как умение видеть систему, анализировать её.

Развитие системного мышления

Системный подход очень полезен: зная его основы, мы можем лучше представлять свои цели, формулировать их и реализовывать. Системное мышление помогает исследовать системы, не распыляясь на мелочи и не упуская главное.

Кроме того, оно помогает создавать новые системы и управлять системами. Системное мышление учит объединять знания различных наук и позволяет не стать объектом манипуляции, не поддаться на гипнотические уверения рекламы, зачастую весьма однобокой.

Развивая системное мышление, мы учимся прогнозировать будущее развитие событий.

Маленькие дети интуитивно знакомятся с системами и подсистемами, например, собирая машинку или домик из частей конструктора или разбирая будильник на колесики, винтики, стрелки, стёклышко и прочие составляющие.

Развивая системное мышление, мы постепенно формируем умение рассуждать, исследовать разные стороны жизни с системных позиций.

Развитое системное мышление позволяет без труда выявлять закономерности, составлять прогнозы развития событий и влиять на их ход.

Развитие системного мышления предполагает получение и совершенствование определённых умений и навыков:

—  рассматривать происходящие явления, процессы, ситуации как определённую систему;

—  выявлять основные, базовые элементы системы;

—  владеть анализом и синтезом настолько, чтобы творчески использовать уже имеющуюся базу знаний и генерировать новые идеи;

—  уметь в условиях системного анализа оценивать ситуацию критически;

—  иметь навык рефлексии (осмысления, самоанализа, оценки своей деятельности в процессе системного анализа процессов или явлений);

—  уметь анализировать и прогнозировать развитие системы.

Мышление, основанное на системном подходе, рассматривает предмет или явление с разных сторон, в разных аспектах, целостно, взаимосвязано, с учётом других систем и связей. На системном подходе основана ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ведь без знания системы невозможно сделать её лучше.

Технология системного мышления

В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие.

В школьной практике при работе с текстами в основном используются два типа технологий:

1.Косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада).

2.Метакогнитивные технологии. К ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления.

Анализируя систему, важно научиться выделять её главные части и функции. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:

1.Для чего нужна эта система?

2.Как она действует?

3.Какие части помогают выполнять её главную функцию?

4.Каковы существующие между ними связи?

Если сомневаетесь, является ли главной определенная часть системы, попробуйте её исключить. Если при этом система «рассыпается» –  значит, эта часть была главной. Так же можно определить и важные связи системы, исключая связи между главными частями.

В книге «Технология системного мышления», созданной коллективом авторов на основе идей кандидата философских наук Г.П. Щедровицкого, изложена подробная инструкция. Она рекомендована для тех случаев, когда происходят затруднения, а действовать по знакомой схеме, использовать стереотипы – бесполезно.

Данная технология системного мышления содержит ряд пошаговых рекомендаций:

1.Определите «рамки», для этого задайте цели и ориентиры на перспективу и создайте список задач, которые необходимо решить на пути к цели.

2.Определите процесс. Для этого:

а). Решите, какие процессы управления будут задействованы (это может быть развитие, создание, воссоздание и т.д.)

б). Определите происходящие процессы.

в). Найдите тот процесс, который нужно изменить.

3. Проанализируйте ситуацию и создайте границы системы управления.

4. Создайте структурные схемы:

—  выявите важные моменты для работы системы;

—  выявите взаимозависимость этих моментов;

—  прорисуйте существующие между ними связи;

—  выявите, какие процессы важны для успешного продвижения дела;

—  распределите функции по тем местам, где задачи для достижения целей могут быть решены.

5. Определите, что известно о затруднениях:

—  какие задачи в данный момент не имеют ни ресурсов, ни путей решения;

—  каковы проблемы;

—  каких связей не хватает, какие из существующих являются проблемными?

6. Составьте проект новых организованностей:

—  определите, каковы они;

—  какие из них останутся неизменными;

—  какие из них получат иные функции;

—  в каком материале они будут работать.

Под организованностями понимаются люди, группы, организации. Материалом для организованностей служат персонал, технологии, оснащение, программное обеспечение.

7. Подберите и подготовьте новых специалистов. Определите и озвучьте свои требования к персоналу.

Одним из известнейших в мире специалистов по системному мышлению является американская исследовательница, писательница и учительница Донелла Медоуз. В своей книге «Азбука системного мышления» она знакомит с основами понимания систем, их структурой и особенностями поведения.

Автор убеждает в том, что системное мышление – важный инструмент, без которого не обойтись при решении проблем самого разного рода, какой бы сферы нашей жизни они ни касались.

Без знания азбуки системного мышления, без понимания особенностей поведения систем трудно научиться взаимодействовать с ними успешно.

Искусство системного мышления

Все системы обладают некоторыми свойствами, тогда как отдельно взятые части систем их не имеют. Анализ частей, составляющих систему, не позволяет обнаружить свойства самой системы. Эти свойства выявляются как результат работы системы, когда мы наблюдаем её в действии.

В своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», посвящённой этому вопросу, авторы (Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт) выделяют несколько важных моментов:

1.Важно научиться понимать, сложность какого вида встретилась в системе: динамическая или детальная. Под детальной понимается сложность, которая связана с количеством элементов, которые анализируется, а под динамической – сложность, которая связана с отношениями, взаимосвязями элементов.

2.Чем больше в системе присутствует связей, тем больше и возможностей повлиять на систему.

3.Важно правильно найти точку приложения сил – и тогда рычаг сработает.

4.Точечных изменений не получится: всегда будут иметь место какие-то побочные эффекты.

Искусство системного мышления – знания, позволяющие научиться мыслить более широко и целостно, преодолевать косность мышления и решать возникающие проблемы. Овладение искусством системного мышления приводит к пониманию того, что мышление неотделимо от проблем, возникающих у нас.

Проблемы являются следствием предшествующих событий и наших мыслей о них. Мы сами являемся неотъемлемым элементом своих проблем.

Применяя принципы системного мышления, мы сможем лучше разбираться в собственных убеждениях и способах действия, ведь даже сам процесс мышления представляет собой систему наших взглядов и убеждений.

Тесты на системное мышление

В современном мире тесты на системность мышления помогают выявить такие важнейшие профессиональные качества как лидерство, умение работать в команде, устойчивость к стрессам и другие.

Они востребованы при выборе кандидата на должность или сотрудника, чьи новые обязанности предполагают владение навыками системного подхода к проблеме, поиск путей решения и реализацию задуманного.

Например, тест SRT (Systems Reasoning Test), включающий определение основных элементов в больших объемах информации, анализ графиков и схем, выявление закономерностей, нахождение взаимосвязей. Благодаря такому тесту можно определить, справится ли на данном этапе кандидат с рабочими задачами, требующими системного подхода.

Один из тестов компании CEB SHL, предназначенный для выявления способности к быстрому анализу разрозненной (на первый взгляд) информации и определение взаимосвязей и путей их применения называется «Фастрек».

Его суть заключается в том, чтобы, получив информацию о нескольких разных ситуациях, представленных на маленьких разноцветных карточках, систематизировать её, определить ключевые моменты и взаимосвязи между ними и вывести правила, на основании которых можно будет найти решение.

Тесты «Анализ информации» выявляют уровень некоторых способностей:

1.Понимать текст и оценивать правильность логических умозаключений. Суть задания заключается в следующем: нужно прочитать текст, проанализировать изложенное в нём утверждение, сделать выводы о ложности, истинности или о невозможности оценки из-за недостаточности информации.

2.Интерпретировать данные. Этот тест выявляет уровень способности анализировать числовую табличную информацию, в том числе статистического характера, и делать правильные выводы на этой основе.

3.Анализировать диаграммы. Этот тест измеряет способность к абстрактному мышлению. На основании анализа серии диаграмм требуется найти логическую закономерность и продолжить последовательность единственно правильным образом.

Один из вариантов теста на системное мышление – методика Шарагиной Л. И. В этом случае потребуется задать к понятиям, обозначающим явление или объект, максимальное количество возможных вопросов. Для оценки результатов полученные вопросы делят на две группы:

1.Общие вопросы, не содержащие информации о явлении или объекте.

2.«Системные» вопросы:

—  затрагивающие функции объекта или явления (его роль, значение, использование) или его свойства;

—  отражающие связь системы с другими системами или с процессами, в которых задействован объект (явление);

—  отражающие взаимосвязи этой системы с человеком;

—  отражающие взаимосвязи между элементами системы.

Такой анализ покажет не только широту и глубину мышления, но и на их основе – системность мышления. В описанной методике широту мышления отражает количество вопросов, связанных с системными категориями; глубину – количество вопросов, заданных по всем категориям; системность покажет результат произведения показателя широты на показатель глубины.

Системность мышления даёт возможность видеть ситуацию широко и углублённо, выявляя причины, порождающие проблемы и находя способы избегать их появления в будущем.

Благодаря развитому системному мышлению мы видим, как принятые решения отражаются на событиях и других людях. Способность рассмотреть во всей полноте факты, влияющие на проблему, равно как и влияние своих решений на других, зачастую является необходимым условием успеха.

Развивать мышление, внимание, память и восприятие комплексно, регулярно и с удовольствием можно с помощью развивающих игр онлайн .

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Nicholas Wang

Источник: https://b-trainika.com/blog/myshlenie-sistemnogo-myshleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.