Что мешает нам исцелить детские травмы

Содержание

Детские психологические травмы действительно мешают жить?

Что мешает нам исцелить детские травмы

hardsponge.com

Сегодня мы поговорим о психологических травмах. В житейской психологии последствия этих травм называют “психологическими комплексами”. И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – это реакция человека на значимые для него события, которые вызывают длительные эмоциональные переживания и оказывают такое же длительное психологическое воздействие.

Породить травмы могут семейные конфликты, тяжелые болезни, смерть, гибель членов семьи, развод родителей, гиперопека со стороны старших, холодность внутрисемейных отношений и отчуждение, материально-бытовая неустроенность.

Часто люди обращаются к психологу, не связывая свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими. В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов. Да и родители часто сами страдают различными формами личностных расстройств…

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о “жизненных сценариях”, которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь уже во многом по нему. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из “благих намерений” внушают своему чаду установки, как нужно жить.

melinatunts.wordpress.com

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или шлепком по попе, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи.

Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным, и, главное, – любимым”. Основной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является: “Не будь самим собой”.

Человек с этой директивой постоянно собой неудовлетворен и живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Другие директивы (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):

“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.

“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.

“Не будь ребенком”. Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.

“Не чувствуй”. Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.

“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.

“Никому нельзя верить – уж вы мне поверьте!” Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.

“Не делай”. В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Всемирная организация здравоохранения провела исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия, и низким уровнем достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

favim.com

Другое исследование, проведенное специалистами из центра здоровья “BioMed Central” и опубликованное в журнале “Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy”.

Так, в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine), показано, что неблагоприятные события детства, эмоциональные, физические или сексуальные травмы могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие более 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска (употребление алкоголя и курение родителей), физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так, женщины, в анамнезе которых были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи, более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому, гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр.

Чувство боли “защищает” от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Ведь осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет усиление контроля и потеря своей витальности и жизненной энергии.

favim.com

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят “до последнего”. Что бы ни случилось, мы будем “мужественно” терпеть, сносить, держать в себе до конца.

Маяковский писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавленно, обескровленно. Другие же, напротив, – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю, и не понимают, как они стали собой-сегодняшней.

Внутренний психологический комфорт сегодня является одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается, “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90-х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что все пройдет само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться.

А ведь с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий эмоциональных травм и потрясений.

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас.

Карл Витакер

Арсений Володько – психолог, психотерапевт, hr-консультант, ведет блог о психологии, психотерапии и отношениях adnosiny.by. Создает hr-бренды и развивает корпоративную культуру. Считает, что психотерапия не ремесло, а образ жизни.

Источник: https://lady.tut.by/news/relationship/312013.html

Исцеление травм детства. Практика

Что мешает нам исцелить детские травмы

Скажу сразу, работать с травмами прошлого непросто — включаются эмоции и активируется внутреннее сопротивление, охраняющее как святилище очаги боли. Однако открыть это святилище необходимо и вот почему:

Во-первых, решения принятые в далеком детстве под влиянием травмирующих событий требуют внимательного и включенного пересмотра. А у взрослого человека намного больше опыта и знаний, чем у ребенка или подростка.

К примеру, возьмем ситуацию сексуального насилия по отношению к детям. Часто ребенок не понимает, что с ним произошло, и как это объяснить родителям.

Поэтому  предпочитает об этом не говорить, оставаясь наедине со своим стыдом, а также виной, поскольку агрессор, опасаясь огласки, сделает все возможное, чтобы запугать и обвинить ребенка в случившемся («Ты сама виноват(а) в том, что соблазнил(а) меня.») или убедить в нормальности происходящего.

Информация о том, что человек, подвергшийся в детстве сексуальному насилию, не виноват в случившемся и что много людей прошли через этот ужас и смогли справиться со своей болью, вернувшись к нормальной жизни, может оказать мощный исцеляющий эффект.

Во-вторых, чувства, которые возникают в момент травмы и которые были подавлены по причине их невыносимости, также требуют внимания и грамотного отреагирования. Поэтому эта практика не исключает визит к психологу или психотерапевту.

В-третьих, принятые на основании травмирующих событий ранние решения требуют «взрослых» перерешений, что в дальнейшем будет способствовать построению более успешного жизненного сценария.

Для кого подходит практика по исцелению травм детства?

Если вы страдали от отсутствия заботы, но не сталкивались с травмирующими вас событиями или насилием, то можете решить, что эта практика вам не нужна.

Однако, это не означает, что некоторые ваши повторяющиеся неудачи или общая неудовлетворенность жизнью не имеют под собой достаточных оснований, как в случаях физического и сексуального насилия.

Возможно, в детстве вы часто подвергались психологическому или эмоциональному насилию.

«Детское психологическое насилие менее заметно, но также губительно, как и другие виды насилия над личностью и влечет за собой серьезные долгосрочные проблемы».

Поскольку нет универсального определения психологического насилия, авторы подразделяют различные преступления на категории, включающие:

  • «отвержение» (означающее принижение детей или высмеивание за демонстрацию нормальных эмоций),
  • «террор» (дети ставятся в непредсказуемые, заведомо неконтролируемые условия),
  • «изоляцию» (ограничение их пространства или социальных контактов).

К сожалению, психологическое и эмоциональное насилие считается нормой в наших семьях, а потому страдания ребенка по этому поводу обесцениваются. Многие из нас даже не подозревают о том, что были травмированы. 

Воспринимая о граничащем с  жестокостью обращении и пренебрежительном отношении к себе родителей или других значимых взрослых (близких и дальних родственников, воспитателей, учителей и других) воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Так, некоторые люди из якобы благополучных семей, обратившиеся за психологической помощью, не осознают, в чем причина их страданий, депрессивных настроений, повторяющихся неудач в жизни и прочих безрадостных событий.

Для того, чтобы внести ясность в события и расставить приоритеты, рассмотрим несколько примеров болезненных событий, распределив их по трем основным категориям:

  1. Специфическая травма и/или насилие,
  2. Хроническая долговременная травма и /или насилие
  3. Депривация.

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. 

Примеры специфической травмы и/или насилия:

  • Физическое и/или эмоциональное насилие;
  • Изнасилование или растление;
  • Другое преступление;
  • Смерть близкого человека или домашнего питомца;
  • Произошедший с Вами несчастный случай;
  • Несчастный случай, очевидцем которого Вы стали, особенно если он произошел с близким человеком;
  • Пытка;
  • Теракт;
  • Военные действия (конкретные или в качестве общих воспоминаний);
  • Природный катаклизм.

Примеры хронической (долговременной травмы) и/или насилия:

  • Злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, в том числе членами семьи;
  • В детстве отсутствие заботы со стороны родителей (уходя на работу, они оставляли Вас одного или были всецело поглощены своими делами);
  • Врожденные или умственные физические особенности и недостатки;
  • Серьезная болезнь;
  • Преждевременные роды;
  • Пребывание в больнице, особенно долговременное и связанное с отсутствием родителей;
  • Ситуации, в которых Вы чувствовали свое отличие от окружающих или несоответствие их интересам;
  • Развод родителей;
  • Продолжительная болезнь и/или ожидаемая смерть одного из родителей, ребенка, брата или сестры, другого близкого человека;
  • Финансовый кризис;
  • Частные переезды;
  • Профессии, связанные с риском для жизни, в то числе у члена семьи;
  • Чрезмерный контроль, отсутствие уважения, эмоциональное насилие со стороны родителей, других членов семьи, учителей, ровесников, работодателя;
  • Предрассудки, связанные с расой, национальностью, религией, культурой возрастом, полом, личными воззрениями.

Примеры депривации:

  • Долгое пребывание в негативном окружении, недостаток заботы, являющийся непременным условием душевного благополучия;
  • Нехватка еды или одежды, отсутствие крыши над головой;
  • Отсутствие родительской заботы;
  • Эмоциональное пренебрежение, «холодность» близких людей;
  • Тактильный голод;
  • Отсутствие похвалы или одобрения;
  • Чрезмерно опекающий родитель, который не воспринимает ребенка, как самостоятельную личность и таким образом разрушает его индивидуальность.

После выполнения практики по исцелению травм детства, вы необязательно все осознаете, однако это наведет вас на ценные мысли. Если вы посмотрите на свою жизнь с иной точки зрения, и вы поймете, что являетесь не жертвой, а человеком, который способен стать победителем.

Как выполнять практику исцеления травм детства?

Эта медитация была получена свыше и рекомендована для исцеления полученных в детстве травм. Это внутренняя работа над собой и своим травмирующим прошлым. Требует осмысленного подхода и сосредоточенности над процессом.

Медитация работает для всех, даже для тех, кто считает, что внутренне не готов для подобной практики. Информация запакуется в подсознание и распакуется в наиболее подходящий момент в наиболее понятной и приемлемой форме для практикующего.

Эти энергии трансформации, с которыми должен поработать каждый человек. Потому что именно работа и намерения будет производиться через страхи и травмирующие события детства.

Медитацию можно проводить абсолютно всем. Достаточно представить образ родителей, не обязательно знать своих родителей воочию, и на тонком плане благодаря медитации будет проведена работа по исцелению.

Практика доступна для выполнения абсолютно всем. Просто оформите подписку. И в подарок Вы получите доступ для скачивания Медитации «Детство. Исцеление травм»БЕСПЛАТНО!

Медитация «Детство. Исцеление травм»
Исцели и полюби своего внутреннего ребенка
(аудио- и видео формат медитации)

Р.S. Непременно напишите мне о ваших ощущениях, которые появились в теле во время выполнения медитации, какие это ощущения вызывало у вас, и в какой части тела. Я непременно хочу узнать от вас, какие травмы удалось снять, благодаря этой медитации, и как это отразилось на отношениях с вашими родными.

Опишите, будете ли вы прибегать в дальнейшем к выполнению этой медитации.

С любовью, Ванда Дмитриева!

ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал прямо сейчас, и вы будете в курсе самых свежих видео новостей от Центра регрессологии. У нас на канале много различных медитаций, вебинаров, реинкарнационных исследований, и других видео-трансляций.

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ !!!

Источник: https://vandadmitrieva.com/iscelenie-travm-detstva-praktika/

Исцеляющие отношения для излечения детской травмы

Что мешает нам исцелить детские травмы

Детские психологические травмы имеют сильные последствия и, как правило, на всю жизнь оставляет множественные отпечатки на разуме и теле.

Травматические переживания не всегда физические – эмоциональная травма также может быть отравляющей. Родитель или опекун может отвергать ребенка или едва признавать его существование. Постоянный недостаток внимания или отсутствие интереса к достижениям ребенка оказывает негативные воздействия. Постоянное унижение разрушает ребенка, а беспрерывные угрозы вселяют страх.

Результаты эмоционального насилия многогранны

Биологически серьезный ранний стресс ведет к изменениям в гормонах гипоталамуса мозга, а именно кортикотропина-рилизинга-фактора (КРФ), главного регулятора реакции на стресс. Результатом является постоянно повышенная гормональная реакция на стресс.

Психологически ребенок часто отстает в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии. Повзрослев, такие люди не способны доверять другим. Поскольку они боятся отношений, они могут казаться отрешенными, словно не нуждающимися в других.

Корректирующий эмоциональный опыт

Корректирующий эмоциональный опыт изначально был описан как ключевой фактор долгосрочной психотерапии, но таким опытом также могут стать отношения с другим важным человеком, реагирующим иначе, чем родитель, нанесший травму.

Спустя время травмированные люди развивают – после многочисленных попыток – достаточную веру в постоянство и принятие, уважительное отношение со стороны другого важного человека к их психологическим потребностям.

Таким образом, они чувствуют себя в безопасности для раскрытия своих глубочайших чувств. Теперь при возникновении эмоциональных ситуаций, схожих с ситуациями из детства, они могут обрабатывать их по-новому, в более здоровой манере.

Этот опыт помогает исправить ущерб, нанесенный травмами прошлого. Это может помочь отстающей личности стать свободной, расти и развиваться.

Инсценирование травмы и корректирующий эмоциональный опыт

Недавний минисериал «Молодой папа»: на примере его героя мы можем видеть результаты травмирующего опыта, а также возможность корректирующего эмоционального опыта.

Травма. Ленни Белардо, маленький ребенок младшего школьного возраста, отправлен его родителями-хиппи в католический приют, где и оставлен. Нам неоднократно показывают его воспоминания о том, как от него отказались, а также новые воображаемые ситуации, в которых его бросают.

Возвращение травмы во взрослой жизни. Повзрослев, Ленни отстает в эмоциональном развитии. Он избегает эмоционально близких отношений с другими и говорит, что выбрал путь священника, чтобы защитить себя от боли человеческих отношений. 

Мы знакомимся с ним, мужчиной среднего возраста, недавно – и неожиданно – избранного Папой. Будучи Святым Отцом всех католиков, он повторяет родительское отношение и жестокость, которые испытал.

Он становится отвергающим отцом, никогда не позволяя католикам видеть его лица. Он настаивает, что они должны строить отношения с Богом, а не с людьми наиболее важными в их жизни.

Он поручает своим кардиналам не обращаться к людям, а отрешиться от них, объясняя, что это сделает их более верующими католиками.

Становится более убедительным, когда он говорит группе детей, что дождь начался, потому что они, должно быть, сделали что-то плохое, что разозлило и расстроило Бога. Это дублирует мысли Ленни: возможно, он думает, что он или его плохое поведение виноваты в том, что родители бросили его.

Корректирующий эмоциональный опыт. Есть один человек – кардинал, которого Ленни знает еще с дней семинарии и которого считает своим наставником. Как Папа, Ленни просит его совета в решениях, которые он должен принять.

Кардинал из зависти, так как он сам не был избран папой, отвечает Ленни гневом и отказом, повторяя первую изначальную травму Ленни.

Когда кардинал переосмысливает свою реакцию и просит прощения, Ленни отвечает холодностью и непринятием.

Через некоторое время кардинал заболевает неизлечимой болезнью. Ленни с осторожностью снова обращается к нему. Теперь кардинал обращается с ним уважительно и готов помочь. Они рассуждают об интеллектуальной основе церковной догмы, однако происходят еще кое-какие вещи. Связь между ними возобновляется на еще более глубоком уровне ­– теперь это отношения эмоционально равных людей.

Когда кардинал находится на смертном одре, он просит Ленни о чем-то необходимом ему для духовного комфорта, о чем-то дорогом, том, что Ленни должен держать в секрете. Когда Ленни преподносит ему этот подарок, кардинал спокойно умирает.

Этот корректирующий эмоциональный опыт заставляет Ленни рыдать, чувствовать любовь и боль утраты жизненно важных человеческих отношений. Он смог испытать отдачу от реальных отношений между людьми, которых ранее не мог достичь.

Искусство учит нас утрате и искупительной силе человеческих отношений

Искусство может научить нас познавать себя и других людей. Если мы все делаем правильно, оно приносит нам эмоциональную связь и погружает нас в ситуации, в которых мы встречаем людей, отличающихся от нас и живущих совершенно другой жизнью. Помимо развлечения, именно это и является причиной, по которой мы что-либо смотрим или читаем.

Например, как психиатр-романист, я тщательно подбирала слова в романе «Конец чудес», чтобы помочь читателю представить себе и внимательно пронаблюдать за чувствами и мыслями психологически уязвимой женщины, когда она реагирует на горе и утрату.

Драматические эпизоды показывают силу отношений в обретении понимания и исцеления.

Использование слов и техник, которые помогают приблизить читателей к происходящему и привлекают их воображение, позволяет им получить более глубокий, более насыщенный опыт от историй и персонажей.

В телевизионной среде визуальное изображение фантазий и воспоминаний Ленни, пронизывающих его повседневную жизнь, показывает, как чьи-то травмы и внутренний мир теряют значение в будничной рутине.

Прекрасный и психологически полный сценарий, творческий подход режиссера, сильная кинематография и блестящая игра Джуда Лоу собраны воедино, чтобы окунуть нас в глубинный опыт потери и корректирующие возможности в человеческих отношениях.

Факты о корректирующем эмоциональном опыте

Корректирующий эмоциональный опыт – это не единичное магическое явление. Одного такого момента никогда недостаточно. Это отношения, в рамках которых возможно наступление нескольких таких моментов, что позволяет развиться доверию.

И хотя одним из таких корректирующих эмоциональных опытов является долгосрочная психотерапия, последовательные эмпатические отношения со значимым человеком могут стать мощной движущей силой перемен в чьей-либо жизни.

Это никогда не будет легко для другого значимого человека, который снова и снова неизбежно будет испытывать на себе тяжесть злости и недоверия от человека, перенесшего травму.

Такие отношения и переживания могут помочь преодолеть последствия психологической травмы – возможно, не в полной мере, однако этого будет достаточно для того, чтобы жить, принимая любовь и радуясь ей.

Моника Н. Старкман, врач, доцент, почетный профессор психиатрии Мичиганского университета. Ее роман «Конец чудес» в увлекательной форме раскрывает сложность и силу человеческого разума

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/biblioteka-psikhologii/istselyayushchie-otnosheniya-dlya-izlecheniya-detskoy-travmy/

Как излечить психологические травмы детства и психологические комплексы

Что мешает нам исцелить детские травмы

Цель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты.1.    Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.2.    Развод родителей.3.    Гиперопека со стороны старших.4.    Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.

5.    Материально-бытовая неустроенность.

Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности.

Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария.

Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек.

Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой”. Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это.

Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи”. Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе”. Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком”.

Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй”.

Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим”. Иначе ты не сможешь быть счастлив.

А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!”. Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!”.

В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру, чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми.

По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет.

Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения.

Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Другое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy».

Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости.

И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины.

Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке.

Так женщины, в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить.

Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку, является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера.

Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его.

Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. В. Маяковский писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами.

Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии.

Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

Внутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

Сегодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:– любой эмоционально-душевной травмы,– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,

– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

почитать другие статьи на этом сайте:
о чувстве зависти
о запретных чувствах
эгоистическое чувство материнства
когда плачет клоун? (детские травмы)

Источник: https://adnosiny.by/psihologiya/detskaya-psihologicheskaya-travma

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.